Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Серикова В.А. при секретаре Щукиной В.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Марус В.М., Марус П.Д. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском. Просят обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить им жилое помещение вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. В судебном заседании представитель Марус В.М., Гиматдинов Р.К., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что истцы нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку сын Марус В.М. - Марус П.Д. страдает тяжелым хроническим заболеванием. Заболевание Марус П.Д. входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года и является основанием для получения жилья вне очереди. С ДД.ММ.ГГГГ Марус В.М. с составом семьи два человека состоит на учете нуждающихся помещениях, также за истицей признано право на внеочередное получение жилья. В настоящее время истица и ее сын проживают у родственников в двухкомнатной квартире, общей площадью 50,1 кв.м., кроме них в доме проживает еще семь человек. До настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено, что является нарушением их прав и законных интересов. Марус П.Д. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела без его участия. Представитель Мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что сын истицы страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Марус П.Д. имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ В силу ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны вести учет нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное получение жилья в связи с заболеванием, входящим в перечень тяжелых хронических заболеваний. На 01.01.2011 г. в списке на внеочередное получение жилых помещений значатся 158 человек. Марус П.Д. в этом списке №. В связи с чем, полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, в котором состоит истец. Просит в иске отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Судом установлено, что Марус П.Д. страдает тяжелым заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, что подтверждается справкой о решении ВК ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» г. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается сторонами. Из объяснений представителя истца явствует, что истцы нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку сын Марус В.М. - Марус П.Д. страдает тяжелым хроническим заболеванием. Заболевание Марус П.Д. входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года и является основанием для получения жилья вне очереди. С ДД.ММ.ГГГГ Марус В.М. с составом семьи два человека состоит на учете нуждающихся помещениях, также за истицей признано право на внеочередное получение жилья. В настоящее время истица и ее сын проживают у родственников в двухкомнатной квартире, общей площадью 50,1 кв.м., кроме них в доме проживает еще семь человек. До настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено, что является нарушением их прав и законных интересов. Указанные объяснения представителя истца подтверждаются: · Паспортными данными Марус В.М., Марус П.Д.; · Выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти «О рассмотрении жилищных вопросов» №-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ, из которой, что Марус В.М. с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи два человека; · Выпиской из акта освидетельствования; · Выпиской из поквартирной карточки; · Справкой Творишинской сельской администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области, в том, что Марус В.М. и ее сын Марус П.Д. были зарегистрированы по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, дом полностью сгорел; · Сообщениями УФРС по Самарской области, об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав Марус П.Д., Марус В.Ф. на объекты недвижимого имущества. · Справкой МП «Инвентаризатор», из которой следует, что Марус В.М., Марус П.Д. в реестре собственников не значатся, право приватизации в г. Тольятти не использовали. Представителем Мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Марус В.М. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 2 человека, как имеющая сына, страдающего заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истцы в установленном законом порядке признаны нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, в связи с заболеванием Марус П.Д., входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеют право на вне очередное получение жилья. В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти. Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истцов жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти. Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцам согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования. Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся. Истцы в установленном законом порядке признана нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истцов жильем. Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истцов жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,192-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск удовлетворить. Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Марус П.Д., Марус В.М. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней. Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011 г. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: