о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Щукиной В.М.

при участии помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Фаниной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Карахончевой Е.С. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г. Тольятти, действуя в интересах Карахончевой Е.С., обратился в суд с указанным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Карахончевой Е.С. вне очереди жилое помещение, в соответствии с требованиями действующего законодательства, на состав из одного человека.

В судебном заседании помощник прокурора Фанина О.М. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Карахончевой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительских прав. Закрепленного жилья Карахончевой Е.С. не имеет. В период с 01.09.2010 г. по 30.06.2011 г. Карахончевой Е.С. обучалась в ГОУ СПО ПЛ № 11 г. Самары. На основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Карахончевой Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. До настоящего времени жильем Карахончевой Е.С. не обеспечена.

Карахончевой Е.С. в судебном заседании, исковые требования поддержала, пояснила, что она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеет право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Галкина Е,А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Мэрия г.о. Тольятти является ненадлежащим ответчиком, поскольку мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций на дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Карахончевой Е.С. на основании постановления и.о. первого заместителя мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет составом семьи 1 человек и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья. Кроме того, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права лиц, обратившихся за внеочередным предоставлением жилого помещения, ранее Карахончевой Е.С. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- детям сиротам и детям, оставшимся без печения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Карахончева Е.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители- Карахончева В.В. и Карахончев С.А. были лишены родительских прав, что подтверждается решением Федерального районного суда г. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищных вопросов» Карахончева Е.С. составом семьи один человек принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 07.11.2007 г.

Из объяснений помощника прокурора явствует, что какого-либо жилья на праве собственности, либо по договору социального найма Карахончева Е.С. не имеет. В период с 01.09.2010 г. по 30.06.2011 г. Карахончева Е.С. обучалась в ГОУ СПО ПЛ № 11 г. САмары. В силу ст. 57 ЖК РФ Карахончева Е.С. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное выделение жилого помещения. До настоящего времени жильем Карахончева Е.С. не обеспечена.

Указанные объяснения подтверждаются:

- Паспортными данными Карахончева Е.С.;

- Заявлением Карахончева Е.С. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от 07.11.2007 г.;

- решением Федерального районного суда г. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что родители Карахончевой Е.С. лишены родительских прав в отношении дочери;

- постановлением администрации г. Сызрани от 24.03.1993 года № 418 об определении Карахончева Е.С. в дом ребенка;

-Сообщением МУП «Инвентаризатор» г. Тольятти и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» г. Самары о том, что по данным архива за Карахончева Е.С. недвижимое имущество на территории г. Тольятти и г. Самаре не зарегистрировано;

- Сообщением Управления Росреестра по Самарской области, об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав на недвижимое имущество за Карахончева Е.С.;

- постановлением администрации г. Сызрани от 08.12.2004 года № 332, из которой следует, что Карахончева Е.С. не имеет сохраненного за ней права на жилое помещение в г. Сызрани;

- выпиской из постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что Карахончева Е.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек;

- справкой об окончании учебы, копией диплома.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Карахончева Е.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Представитель ответчика также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории.

Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти оспаривается тот факт, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на Мэрии г.о. Тольятти, поскольку Мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций на дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку обеспечение жилой площадью производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава г.о. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции Мэрии г.о. Тольятти.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Карахончева Е.С. в установленном порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в гор. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Карахончевой Е.С. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.09.2011 г.

Председательствующий: