о признании недействительным постановления Мэрии г.о. Тольятти



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варданяна В.Н., Айрапетяна С.Ж. о признании недействительным постановления мэрии г.о. Тольятти,

УСТАНОВИЛ:

Варданян В.Н., Айрапетян С.Ж. обратились в суд с заявлением о признании недействительным постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию недостроенного здания.

В судебном заседании представитель заявителей Амитов Р.Т., действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержал, пояснив, что Варданян В.Н. и С.Ж. Айрапетян обратились в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию недостроенного здания кафе-бистро северо-западнее здания диспетчерского пункта, имеющего адрес: <адрес>.

По итогам рассмотрения заявления мэрией городского округа Тольятти издано оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе В.Н.Варданяну и С.Ж. Айрапетяну в выдаче разрешения на реконструкцию недостроенного здания кафе-бистро северо-западнее здания диспетчерского пункта, имеющего адрес: <адрес>». В постановлении приведены следующие основания для отказа: расположение земельного участка в границах территории общего пользования, на которую действие градостроительных норм не распространяется; несоответствие объекта видам разрешенного использования земельных участков в границах территорий общего пользования, определенным п.12.1 Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительные регламенты не устанавливаются, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ). отсутствие документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Заявители полагают, что оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления противоречит Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается следующим.

В общей долевой собственности заявителей (у каждого ? доли) находится незавершенный строительством объект недвижимого имущества в стадии строительства имеющего Литер А, с инвентарным номером (готовность объекта составляет шестьдесят один процент, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), расположенный северо-западнее здания диспетчерского пункта, имеющего адрес: <адрес>.

Объект расположен на земельном участке площадью 796,00 (Семьсот девяносто шесть) кв.м., с кадастровым номером , принадлежащем заявителем на праве аренды, предоставленном на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении В.Н.Варданяну, С.Ж. Айрапетяну в аренду сроком на пять лет неделимого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подпункт 1.1.1. которого предусматривает предназначение вышеупомянутого земельного участка для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации здания «Кафе-Бистро». Кадастровый паспорт земельного участка в разделе 9 содержит сведения о разрешенном использовании земельного участка для завершения строительства здания «Кафе-Бистро».

С целью завершения строительства объекта недвижимого имущества заявители обратились в мэрию городского округа Тольятти с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство и приложенным к нему пакетом документов.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (пункт 1); строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство (пункт 2); не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 3); разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (пункт 4); разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (пункт 5).

Заявителями был представлен в мэрию городского округа Тольятти, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ пакет документов, необходимый для рассмотрения и принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

Вместе с тем, отказывая в выдаче разрешения на строительство, органом местного самоуправления не указывается в оспариваемом постановлении, какие именно документы не были представлены для получения разрешения.

Кроме этого, орган местного самоуправления ошибочно полагает, что земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством объект недвижимости, расположен в границах в местах общего пользования. Фактически земельный участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, автомобильная дорога – линейный объект. Согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.

Пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Таким образом, органы местного самоуправления правомочны определять порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в соответствии с федеральными законами.

Постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено «Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» (далее – Положение).

Данное Положение, как указывается в постановлении, принято в соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , в целях упорядочения правовых отношений в области использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются

Позднее, постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ было внесено изменение в постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются». Указанное Положение было изложено в новой редакции.

Изменения, внесенные в Положение (в редакции, утв. постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ), были связаны с исключением из текста Положения (в первоначальной редакции, утв. постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ), содержащихся в пункте 2 «Основные понятия, используемые в Положении) определения:

«объекты дорожного сервиса» - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

и исключения объектов дорожного сервиса из определения «полоса отвода автомобильной дороги».

Помимо этого, из перечня видов разрешенного использования земельных участков, занятых линейными объектами, содержащихся в пункте 10 Положения (в редакции, утв. постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ), были исключены подпункты:

15) открытые места оказания услуг – автостоянки;

17) размещение объектов дорожного сервиса, в том числе объектов оказания услуг розничной торговли и питания, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения;

18) площадки по отстою служебного автотранспорта, погрузочно-разгрузочных, разворотных площадок.

В пункте 11 Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства на территориях, занятых линейными объектами, исключены подпункты:

3) максимальное количество этажей зданий –1;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка – 60%.

Вышеперечисленные изменения в постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденные постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, внесены в форме утверждения новой редакции «Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются».

Согласно пункту 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

На основании пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.

Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 9 «Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» (в редакции утв. постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ), использование территорий городского округа Тольятти, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо предусмотрено размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги, которое должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ определяет объект дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса гражданам или юридическим лицам для размещения указанных объектов.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержит определение полосы отвода автомобильной дороги – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Таким образом, законодатель разделяет понятия автомобильные дороги и места общего пользования. По смыслу, придаваемому вышеприведенными нормами, линейные объекты, к которым относятся автомобильные дороги, отделяются от мест общего пользования красными линиями.

Исходя из вышеизложенного, органом местного самоуправления допускается ошибочное толкование норм законодательства, поскольку автомобильные дороги, в полосе отвода которой размещен объект дорожного сервиса, не относится к местам общего пользования.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать данному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (пункт 3), на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (пункт 6).

Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 29.10.2009г. №860, автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода таких автомобильных дорог, исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств этих дорог, а объекты дорожного сервиса различного вида могут объединяться в единые комплексы.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и указанным Федеральным законом.

Согласно п.. 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявители просят признать недействительным постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе В.Н.Варданяну и С.Ж. Айрапетяну в выдаче разрешения на реконструкцию недостроенного здания кафе-бистро северо-западнее здания диспетчерского пункта, имеющего адрес: <адрес>»; обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушение прав и законных интересов В.Н.Варданяна и С.Ж. Айрапетяна путем рассмотрения по существу заявления о выдаче разрешения на реконструкцию недостроенного здания кафе-бистро северо-западнее здания диспетчерского пункта, имеющего адрес: <адрес>.

Представитель мэрии г.о. Тольятти Кеваев А.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что с доводами заявителем мэрия г.о. Тольятти не согласна. Основанием для издания оспариваемого постановления послужило то обстоятельство, что земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством объект, находится на территории общего пользования, а также то, что заявителями не были представлены все документы, предусмотренные п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Разрешенное использование земельных участков на территории общего пользования не предусматривает в качестве разрешенного использования строительство (реконструкцию) таких объектов, как кафе. В соответствии со ст. 83, 85 Земельного кодекса РФ использование земель поселений должно осуществляться в соответствии с зонированием территории и установленными градостроительными регламентами. Таким образом, возможность размещения того или иного объекта градостроительной деятельности должна определяться установленным для земельного участка градостроительным регламентов, который и определяет разрешенное использование такого земельного участка.

Вместе с тем, п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются органами местного самоуправления.

Таким образом, указанная норма действующего законодательства наделила органы местного самоуправления полномочиями по определению порядка использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не установлены.

Указанный порядок использования таких земельных участков регламентирован Положением «Об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются», утвержденным постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 12.1 данного Положения, разрешенное использование земельных участков в границах территории общего пользования не предусматривает возможности строительства (реконструкции) таких объектов градостроительной деятельности как кафе.

Указанный нормативный правовой акт никем не оспорен, не отменен, следовательно, является юридически действующим и подлежит обязательному исполнению.

Также из письма руководителя департамента градостроительной деятельности мэрии г.о. Тольятти следует, что заявителями при подаче заявления о выдаче разрешения на реконструкцию незавершенного строительством кафе не были представлены следующие документы: заключение государственной экспертизы проектной документации, приказа заказчика об утверждении проектной документации ( ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), а также в разделе «Общая пояснительная записка» отсутствовали технические условия на водоснабжение, канализацию, электроснабжение здания ( ч. 7 ст. 48 градостроительного кодекса РФ). Непредставление указанных документов является основание в отказе в выдаче разрешения на реконструкцию. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11, 22, 29 Земельного кодекса РФ, пункта 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и постановления Правительства РФ от 07.08.2002 года № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1-3, 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом четвертым той же статьи установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Судом установлено, что заявителям на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект (готовность 61%), назначение: объект в стадии строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Земельный участок, на котором расположен указанный незавершенный строительством объект передан заявителям в аренду на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Варданян В.Н. и Айрапетян С.Ж. обратились в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, принадлежащего им указанного незавершенного строительством объекта. Согласно рабочего проекта заявители испрашивали разрешение на реконструкцию в целях использования здания в качестве кафе-бистро.

Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на реконструкцию было отказано, ввиду того, что земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством объект, находится в границах общего территории пользования и имеется несоответствие объекта видам разрешенного использования земельных участков в границах территорий общего пользования, определенным п. 12.1 Положения об использовании земельных участков на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ), а также ввиду отсутствия документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Суд полагает, что оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти является законным.

В пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, в том числе ст. 7, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11, 29 Земельного кодекса РФ, п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, мэрией г.о. Тольятти был принят муниципальный правовой акт- Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, которое утверждено постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным Положением определено, что земельные участки общего пользования- земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Красные линии- линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования территории которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе: площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Указанным положением определяется порядок использования территорий общего пользования.

Вышеназванным Положением в редакции Постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ размещение объектов дорожного сервиса, в том числе кафе не отнесено к видам разрешенного использования земельных участков, занятых линейными объектами ( п. 10 Положения) и земельных участков в границах территории общего пользования (п. 12 Положения).

Таким образом, муниципальным правовым актом, изданным в пределах полномочий органа муниципальной власти, и не оспоренного в судебном порядке, не предусмотрено размещение кафе в границах земельного участка, на котором размещен незавершенный строительством объект, принадлежащий истцам.

В связи с чем, мэрией г.о. Тольятти правомерно было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию незавершенного строительством объекта заявителям.

Доводы заявителей о том, что вышеназванное Положение противоречит федеральному законодательству, в частности Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд находит несостоятельными, поскольку согласно п. 5 ст. 25 указанного Федерального закона Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Из сообщения Департамента градостроительной деятельности мэрии г.о. Тольятти от 14.09.2011 года явствует, что согласно Карте градостроительного зонирования г.о. Тольятти Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденных решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный, на котором расположен незавершенный строительством объект, принадлежащий заявителям, расположен в территории магистральных улиц и дорог, который относится к территории общего пользования.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Варданяна В.Н., Айрапетяна С.Ж. о признании недействительным постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.09.2011 года.

Председательствующий: