Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 сентября 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Серикова В.А. при секретаре Щукиной В.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Буйницкого В.С. к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма во внеочередном порядке, у с т а н о в и л: Буйницкий В.С., обратился в суд с указанным иском, просит обязать Мэрию городского округа Тольятти поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма во внеочередном порядке. В судебном заседании истец исковые требования поддержал, суду пояснил, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать- Храмова В.П. умерла, а отец- Буйницкий С.А. лишен родительских прав на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери он вместе со своим братом был определен в школу-интернат № 1 г. Отрадного, где воспитывался с 29.11.1993 года по 14.06.2001 года. С 01.09.2001 года по 27.06.2003 года он проходил обучение в производственном лицее № 30 г.Тольятти. После смерти матери он унаследовал 1/8 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 32,3 кв.м., то есть на его долю приходится около 4 кв.м. общей площади квартиры. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства 6 человек. Другого жилья, которое принадлежало бы ему на праве собственности или в силу договора социального найма, он не имеет. 17.08.2010 года он обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма во внеочередном порядке, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, однако распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет ему было отказано, ввиду достижения им возраста 24 лет. Данное распоряжение истец полагает незаконным, противоречащим ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с чем, просит заявленные им требования удовлетворить. Представитель Мэрии городского округа Тольятти Вадченко А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что Мэрией г.о. Тольятти обосновано отказано истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, во внеочередном порядке, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку согласно действующего законодательства меры социальной поддержки, указанной категории лиц, предоставляются, если обращение о принятии на учет поступило до достижения таким лицом 18 летнего возраста, а при наличии, указанных в законе оснований до достижения 23- летнего возраста, что явствует из положений абзаца четвертого ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Истец же обратился с указанным заявлением по истечении установленного срока, в возрасте 24 лет. В связи с чем, просит в иске отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В соответствии со т. 54 ЖК РФ Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Судом установлено, Буйницкий В.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей-сирот, так как его мать Храмова В.П. умерла, а отец- Буйницкий С.А. лишен родительских прав на основании решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений истца явствует, что он после смерти матери он вместе со своим братом был определен в школу-интернат № 1 г. Отрадного, где воспитывался с 29.11.1993 года по 14.06.2001 года. С 01.09.2001 года по 27.06.2003 года он проходил обучение в производственном лицее № 30 г.Тольятти, данные обстоятельств подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком. Также судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит 1/8 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 32,3 кв.м., другого жилья не имеет. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец впервые обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вне очереди 17.08.2010 года, то есть по исполнении 24 лет. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в принятии на учет, в связи с достижением 24-летнего возраста. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Поскольку истец обратился впервые с заявлением о его принятии на учет после достижения ему 24 лет и на момент обращения не отвечал требованиям ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющей категорию лиц, на которых данный закон распространяется, то распоряжение Мэрии г.о. Тольятти об отказе в принятии истца на учет в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, является законным и обоснованным, ввиду чего заявленные истцом требования, удовлетворению не подлежат. Истец имеет право на подачу заявления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма на общих основаниях. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Буйницкого В.С. отказать. Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2011 г. Председательствующий: