РЕШЕНИЕ 05 октября 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе председательствующего Серикова В.А., при секретаре Щукиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Самарской области об устранении нарушений законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением, из которого следует, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований федерального законодательства в области ветеринарии, установлено, что ответчиком нарушаются требования ветеринарного законодательства. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: - расположенная на территории колонии свиноферма не введена в эксплуатацию в установленном порядке; - не выполнены мероприятия по переводу свинофермы в режим закрытого типа, а именно: не установлено необходимое ограждение и санпропускник; - ответчик не имеет заключенных договоров со специализированными предприятиями на санитарное обслуживание животных и на сбор и утилизацию биологических отходов; - убой животных на мясо производится без учета ветеринарно-санитарных правил убоя и послеубойной экспертизы; - не установлен контроль качества дезинфекции. Указанные нарушения ветеринарного законодательства по заключению специалиста в области ветеринарного законодательства могут привести к возникновению и распространению африканской чумы свиней (АЧС) и других инфекционных заболеваний животных. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность за здоровье, содержание и использование животных. Ответчиком допускается незаконное бездействие и не выполняется, возложенная на него законом обязанность по соблюдению требований ветеринарного законодательства при эксплуатации свинофермы, находящейся на территории исправительного учреждения, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-саниатрном отношении, на защиту от болезней животных и человека, на предупреждение и ликвидацию возможных заразных и массовых незаразных болезней. Предписание прокурора, направленное в адрес ответчика, оставлено им без исполнения. В связи с вышеизложенным, на основании ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре», ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит признать бездействия ответчика в части организации исполнения требований ветеринарного законодательства в деятельности свинофермы, находящейся на территории колонии, незаконным. Обязать ответчика устранить вышеперечисленные нарушения требований ветеринарного законодательства, путем проведения соответствующих мероприятий. В судебном заседании представитель прокуратуры Рафиков Р.К., заявленные требования поддержал по вышеназванным основаниям. Представитель ответчика Ионова Е.Н., действующая на основании доверенности против удовлетворения иска возражала, пояснив, что требование прокурора о переводе свинофермы в режим закрытого типа является незаконным, поскольку данное требование предъявляется промышленным свиноводческим предприятиям, к которым имеющееся на территории подсобное хозяйство не относится. Также полагает необоснованным и требование о вводе свинарника в эксплуатацию, поскольку данные требования применимы к свинофермам, а подсобное хозяйство колонии не является свинофермой по смыслу ГОСТ 27774-88 «Свиноводство. Термины и определения- Нормативные документы». Колонией разработан и утвержден план профилактики и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных заболеваний животных. Колонией производится санитарная обработка животных, контроль за соблюдением санитарных правил убоя животных - по трудовому договору в колонии работает врач-ветеринар. Колонией заключен договор со специализированной организацией по вывозу биологических отходов: навоза; направлены предложения юридическим лицам по заключению договоров на проведение дезинфекции. Также представитель ответчика полагает, что старший государственный инспектор отдела государственного ветеринарного внутреннего надзора Богомазов С.С. не имел полномочий по проведению проверки колонии на предмет соблюдения ветеринарного законодательства, данными полномочиями наделена специальная служба в составе ФСИН России. В связи с вышеизложенным, просит в иске отказать. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О ветеринарии» при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных. Согласно ст. 15 Закона РФ «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. Статьей 21 Закона РФ «О ветеринарии» установлено, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции. Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки ФКУ Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Самарской области выявлены следующие нарушения ветеринарного законодательства: - расположенная на территории колонии свиноферма не введена в эксплуатацию в установленном порядке; - не выполнены мероприятия по переводу свинофермы в режим закрытого типа, а именно: не установлено необходимое ограждение и санпропускник; - ответчик не имеет заключенных договоров со специализированными предприятиями на санитарное обслуживание животных и на сбор и утилизацию биологических отходов; - убой животных на мясо производится без учета ветеринарно-санитарных правил убоя и послеубойной экспертизы; - не установлен контроль качества дезинфекции. Наличие указанных нарушений подтверждается справкой о проведении контрольной проверки, подписанной старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного внутреннего надзора Богомазовым С.С. Представитель ответчика также по существу не отрицал то обстоятельство, что расположенный на территории колонии свинарник не вводился в эксплуатацию по согласованию со службами ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также то обстоятельство, что не обеспечена работа свинарника в режиме закрытого типа, полагая, что данные требования не распространяются на ответчика. Общие положения Санитарных правил СП 3.1.084-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.4.1100-96 (утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России от 18.06.1996 N 23, Госкомсанэпиднадзором России от 31.05.1996 N 11) устанавливают требования к планировке, строительству, реконструкции, модернизации объектов. При планировке, строительстве, реконструкции, модернизации животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству, переработке и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан (далее - объекты сельскохозяйственного назначения) должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных, производства продуктов животноводства и предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных. Предоставление земельного участка под строительство, утверждение документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, допускаются только при наличии заключения органов или учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ и Государственного ветеринарного надзора РФ о соответствии проектной документации действующим санитарным и ветеринарным нормам и правилам. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства ст. 55 указанного Закона устанавливает дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, в рамках предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает обязательное согласование с органами ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля введение в эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения. Доводы ответчика о том, что данные требования не распространяются на подсобное хозяйство колонии, суд находит несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что на свиноферме колонии производится выращивание свиней в целях получения мяса, которое производится и идет не только на нужды данной колонии, но и на нужды других учреждений ГУФСИН по Самарской области. Деятельность ответчика на по выращиванию виней сходна с деятельностью, определенной ГОСТ 2774-88 «Свиноводство. Термины и определения- Нормативные документы» для свиноводческих комплексов и ферм, деятельность которых состоит в разведении, выращивании и откорме поголовья свиней до убоя. Доводы ответчик о том, что органы ветеринарного надзора не будут заниматься вопросами введения в действие свинарника, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на предположении представителя ответчика, каких-либо доказательств того, что ответчик обращался в указанные органы по вопросу введения в действие свинарника и ему отказано в этом по причине того, что данные вопросы не относятся к компетенции такого органа, суду не представлено. По вышеизложенным основаниям, касающимся характера деятельности ответчика по эксплуатации свинарника, суд находит несостоятельными и доводы ответчика о том, что требования о переводе свинарника в режим закрытого типа не распространяются на ответчика. Данный режим закрытого типа вводится в связи с высокой угрозой распространения вируса чумы африканских свиней, при этом по данным Россельхознадзора небольшие подсобные хозяйства чаще чем крупные сельскохозяйственные предприятия являются источником распространения такого вируса. Перевод работы свинарника в режим закрытого типа не противоречит положениям ст. 17 Закона РФ «О ветеринарии», устанавливающей полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации по принятию решений, направленных на предотвращение возникновения очагов заразных заболеваний. К тому же из письменных пояснений ответчика и представленной схемы свинарника явствует, что ответчик планирует перевод свинарника в режим закрытого типа, установив соответствующее ограждение и санпропускник (л.д. 29, 33). Являются законными и обоснованными и требования прокурора об обязании ответчика заключить договора со специализированными организациями по сбору и утилизации биологических отходов. Данное нарушение (отсутствие соответствующих договоров) установлено в ходе проверки. Доводы ответчика, представившего договор на вывоз навоза, о том, что данное нарушение устранено, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку из пояснений специалиста в ходе судебного заседания следует, что под биологическими отходами понимается не только навоз, но и прежде всего продукты переработки и убоя свиней. Данные пояснения согласуются с положениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года, согласованными с Главным государственным санитарным врачом РФ, в редакции приказа Минсельхоза № 400 от 16.08.2007 года, согласно которого биологическими отходами являются трупы животных, ветеринарные конфискаты (мясо и другая продукция животного происхождения) выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Требования истца об устранении нарушений, связанных с производством убоя свиней с учетом ветеринарно-санитатных правил убоя и послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы, по установлению качества дезинфекции, также являются обоснованными, поскольку несоблюдение данных правил установлено в ходе проверки. Специалистом Богомазовым С.С. в ходе судебного заседания разъяснено, что ветеринарно-санитарная экспертиза должна проводиться только специально обученным ветеринарным врачом, имеющим соответствующие полномочия, а также клеймо, которое проставляется на каждой туше, помимо этого контроль должен осуществляться и в лабораторных условиях. В связи с чем, доводы ответчика, что такая экспертиза может быть проведена ветеринаром, работающим в колонии по трудовому договору, и не имеющему соответствующих полномочий (доказательств обратного ответчиком не представлено) являются несостоятельными. Также не могут быть приняты во внимание, представленные ответчиком копии ветеринарных справок, поскольку из пояснений специалиста Богомазова С.С. явствует, что данные справки составлены с нарушением правил их составления (в справке не указан вес мяса и нет отметки лаборатории). Вышеназванные пояснения специалиста по проведению ветеринарно-санитарного контроля согласуются с ПРАВИЛАМИ ВЕТЕРИНАРНОГО ОСМОТРА УБОЙНЫХ ЖИВОТНЫХ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г. по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, а также Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, зарегистрированной в Минюсте 23.05.1994 года за № 575, Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 3 сентября 1975 г., Правилами ветеринарно-санитарного надзора при убое животных, заготовке, хранении и переработке продуктов и сырья животного происхождения и торговле им, утвержденных Главным управлением санитарии Министерства сельского хозяйства СССР 30.06.1969 года. Наличие обязательного контроля качества дезинфекции установлен Инструкцией по проведению ветеринарной дезинфекции, дезинвации, дезинсекции и дератации, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 08.12.1968 года, Правилами проведения дезинфекции и дезинвации объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом России 15.07.2002 года № 13-5-2/0525. Доводы ответчика о том, что представленная справка по результатам проверки не может рассматриваться в качестве доказательства по делу, поскольку старший государственный инспектор отдела государственного ветеринарного внутреннего надзора Богомазов С.С. не вправе осуществлять проверку исправительных учреждений на предмет соблюдения ветеринарного законодательства, суд находит несостоятельными, поскольку судом установлено, что проверка колонии осуществлялась Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в рамках полномочий, предоставленных прокурору ст. 21, 27, 33 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», при этом Богомазов С.С. привлекался к проверке в качестве специалиста, что подтверждается материалами дела. В удовлетворении требования о заключении договоров на санитарную обработку животных следует отказать, поскольку из пояснений специалиста Богомазова С.С. следует, что санитарная обработка животных может производиться силами работников свинофермы и не требует участия какой-либо специализированной организации. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично. Обязать ФКУ Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Самарской области в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести согласование с органами Государственного ветеринарного надзора и органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора введение в эксплуатацию свинарника. Обязать ФКУ Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Самарской области: выполнить мероприятия по переводу свинарника в режим закрытого типа, а именно: установить соответствующее ограждение и санпропускник; заключить договор со специализированной организацией на сбор и утилизацию биологических отходов; убой животных на мясо производить с учетом ветеринарно-санитарных правил убоя и послеубойной экспертизы; установить контроль проведения качества дезинфекции. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 12.10.2011 года. Председательствующий: