о признании участником подпрограммы `Обеспечение жильем молодых семей`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Тормозовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Л. к Мэрии г.о. Тольятти о признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 16.08.2011 года,

у с т а н о в и л:

Л., обратившись в суд с названным иском, просит признать договор поручения от 10.10.2005 года и дополнительное соглашение к названному договору от 21.04.2010 года, заключенные между Л. и ЗАО «Куйбышевазот», договором займа. Признать незаконным распоряжение заместителя Мэра г.о. Тольятти от 25.08.2011 года об отказе в признании Л. участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года. Обязать Мэрию г.о. Тольятти признать Л. с составом семьи 4 человека участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с 16.08.2011 года.

Определением Центрального районного суда г. Тольятти от 13.10.2011 года по делу в качестве третьего лица привлечено ЗАО «Куйбышевазот».

В судебном заседании Л. исковые требования поддержал и указал на то, что на то, что распоряжением заместителя Мэра г.о. Тольятти от 25.08.2011 года истцу отказано в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. С указанным распоряжением истец не согласен, считает, что он имеет право на участие в данной программе, поскольку в 2008 году его семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. 10.10.2005 года между ОАО «КуйбышевАзот» и Л. был заключен договор поручения за . Согласно указанному договору ОАО «КуйбышевАзот» оплачивает со своего расчетного счета жилое помещение, приобретаемое истцом и ее семьей, в размере <данные изъяты>, а истец возмещает ОАО «КуйбышевАзот» все расходы целевого характера, включая стоимость жилья, проценты на сумму, возмещаемую в рассрочку и другие расходы, связанные с исполнением договора поручения. 12.05.2010 года по договору купли-продажи истец приобрел трехкомнатную квартиру стоимостью <данные изъяты> по адресу: <адрес>. 17.05.2010 года ОАО «КуйбышевАзот» платежным поручением на счет продавца недвижимого имущества В. перечислило <данные изъяты>. Истец считает, что он имеет право на признание участником подпрограммы с целью использования социальных выплат на погашение задолженности, поскольку его погашение будет способствовать улучшению жилищных условий.

Представитель ответчика - Мэрии г.о. Тольятти Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что п.15(1) «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 года (далее Правила), установлен перечень документов, который необходимо предоставить для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. В нарушение п. 15(1) Правил истцом предоставлен не полный пакет документов, а именно не представлена копия кредитного договора (договор залога). Считает несостоятельным довод Л. о том, что предоставленный им договор поручения от 10.10.2005 года фактически является договором займа. Таким образом, ответчиком правомерно было принято решение об отказе в признании семьи Л. участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года.

Третье лицо – Л. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила признать Л. участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 16.08.2011 года.

Представитель третьего лица – ОАО «КуйбышевАзот» Х., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Согласно предоставленному отзыву ОАО «КуйбышевАзот» не возражает против удовлетворении иска и указывает на то, что согласно подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. социальные выплаты молодым семьям предоставляются для погашения основной суммы долга и процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения. ОАО «КуйбышевАзот» заключило с Л. договор поручения, содержащий признаки договора займа. Указанный договор был заключен с целью предоставления истцу денежных средств на покупку жилого помещения в котором также были оговорены сроки и порядок погашения суммы займа, исполнение обязательства было обеспечено залогом квартиры, следовательно, требования истца являются обоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Постановлением Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 19.04.2011 с целью реализации на территории г.о. Тольятти подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы утверждена досрочная целевая программа г.о. Тольятти «Молодой семье – доступное жилье» на 2011 – 2015 годы».

Согласно главе 6 указанной Программы, участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении (под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что удовлетворяя заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, необходимо установить, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На аналогичное толкование закона указывает и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Судом установлено, что Л. обратился к ответчику с заявлением о принятии его, с составом семьи 4 человека, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Распоряжением заместителя Мэра г.о. Тольятти от 25.08.2011 года истцу отказано в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с представлением не всех документов, предусмотренных пунктом 15(1) Правил (пп. «б» п.18 Правил), что подтверждается выпиской из распоряжения.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое распоряжение заместителя Мэра г.о. Тольятти от 25.08.2011 года нарушает права истца на улучшение жилищных условий его семьи, следовательно, правильность его подлежит проверке в порядке главы 25 ГПК РФ.

Согласно п. 15(1) «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 года № 575 (далее Правила), установлен перечень документов, который необходимо предоставить для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г.:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);

д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Судом установлено, что 23.04.2001 года генеральным директором ОАО «КуйбышевАзот» утверждено Положение «Об оказании помощи на приобретение жилья работникам ОАО «КуйбышевАзот» в целях реализации жилищной программы ЗАО «Куйбышевазот». Положение распространяется на работников, состоящих в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных администрацией и профсоюзным комитетом, а также необходимы для завода специалистов и молодежи. Жилье приобретается работниками с использованием механизма первоначального накопления ими денежных средств и рассрочки платежа остальной суммы, оплаченной предприятием на приобретение квартиры по рыночной стоимости. Улучшение жилищных условий и приобретение жилого помещения осуществляется на основании заключаемого между ОАО «КуйбышевАзот» и работником Договора поручения.

10.10.2005 года между ОАО «КуйбышевАзот» (Поверенный) и Л. (Доверитель) был заключен договор поручения на основании которого, Л. получает, а ОАО «КуйбышевАзот» берет на себя обязательства от имени Л. и за его счет подобрать и оплатить со своего расчетного счета жилье – 2-х комнатную квартиру московской планировке в Центральном районе по предварительной цене <данные изъяты>, с полным возмещением Л. целевых расходов ОАО «КуйбышевАзот» по исполнении настоящего договора.

Согласно п.2.1.1. договора Л. обязан возместить ОАО «КуйбышевАзот» все расходы целевого характера, включая стоимость квартиры и расходы, связанные с исполнением настоящего договора.

В соответствии с п.2.1.2. Л. обязан внести в кассу ОАО «КуйбышевАзот» сумму в размере не менее <данные изъяты> до 2012 года, а именно: ежемесячно не менее <данные изъяты>. По письменному заявлению взносы могут производится путем удержания из их заработной платы. В случае не внесения данных платежей в течение одного месяца с момента заключения договора-поручения настоящий договор считается расторгнутым.

Дополнительным соглашением от 23.11.2010 года к договору поручению от 10.10.2005 года заключенному между ОАО «КуйбышевАзот» (Поверенный) и Л. (Доверитель) внесены изменения в п.1.1. договора поручения от 10.10.2005 года и читать его следующим образом: «1.1. По настоящему договору Доверитель поручают, а Поверенный берет на себя обязательства от имени Доверителя и за их счет подобрать и оплатить со своего расчетного счета жилье – 3 комнатную квартиру в Центральном районе по цене <данные изъяты>, с полным возмещением Доверителем целевых расходов Поверенному по исполнении настоящего договора. Внести изменения в п.2.1.2. договора поручения от 10.10.2005 года и читать его следующим образом: «Доверитель обязан внести в кассу Поверенного сумму в размере не менее <данные изъяты> до апреля 2010 года, а далее ежемесячно не менее <данные изъяты>. По письменному заявлению Доверителя взносы могут производится путем удержания из его заработной платы. В случае не внесения данных платежей в течение одного месяца с момента заключения договора-поручения договор считается расторгнутым».

Из договора купли-продажи от 12.05.2010 года и акта приема-передачи от 12.05.2010 года усматривается, что В. и В. продали, а Л., Л., Л., Л. купили жилую трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Покупатели купили указанное имущество в общую долевую собственность, в равных долях каждому, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что Л., Л., Л., Л. на праве общей долевой собственности, доля в праве (по 1/4) принадлежит трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>.

Исполнение обязательств Л. перед ОАО «КуйбышевАзот» по договору поручения от 10.10.2005 года обеспечивается договором залога квартиры от 27.01.2011 года.

Кроме того, согласно справке от 14.10.2011 года о размерах остатка основного долга по выплатам по договору поручения видно, что по состоянию на 01.10.2011 года остаток долга Л. перед ОАО «КуйбышевАзот» за приобретение жилого помещения по договору составляет <данные изъяты>.

В судебном заседании ответчик утверждал, что названный договор не может быть признан договором займа, между тем с указанными доводами согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Согласно ст. 808 п.2 ГК РФ в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы.

В силу ч. 1 ст. 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ обеспечением обязательств по договору займа может являться залог недвижимого имущества.

Анализ вышеприведенных правовых норм в совокупности с доказательствами, представленными суду, позволяет сделать вывод о том, что договор поручения от 10.10.2005 года по своим условиям является договором займа, поскольку ОАО «КуйбышевАзот» взяло на себя обязательство оплатить со своего расчетного счета жилье, приобретенное истцом, а Л., в свою очередь, обязан возвратить ОАО «КуйбышевАзот» расходы на оплату жилого помещения и проценты за пользование денежными средствами.

Необходимо отметить, что обязательства истца по названному договору обеспечены договором залога квартиры от 27.01.2011 года, что само по себе также свидетельствует о правильности доводов иска и о наличии между истцом и третьим лицом правоотношений по договору займа.

По мнению суда, не могут быть приняты доводы представителя ответчика о том, что для участия в Программе истцу необходимо было предоставить копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 года по 31.12.2010 года, однако предоставленный истцом договор поручения заключен 10.10.2005 года.

Согласно ст. 807 ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Из платежного поручения от 17.05.2010 года усматривается, что ОАО «КуйбышевАзот» перечислило на счет продавца квартиры В. <данные изъяты> выполнив перед истцом обязательство по передаче в заем денежных средств. Следовательно, договор займа между истцом и третьим лицом считается заключенным 17.05.2010 года, то есть с момента передачи денег, а не 10.10.2005 года, как ошибочно указывает представитель ответчика.

Анализируя приведенные правовые нормы и материалы дела, суд считает, что договор поручения от 10.10.2005 года, дополнительное соглашение от 23.11.2010 года к договору поручению от 10.10.2005 года, подлежат признанию договором займа, следовательно, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению, а оспариваемые истцом действия ответчика не соответствуют закону. Исходя из изложенного выше, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о признании Л. участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

При таких обстоятельствах суд находит, что десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу является разумным и справедливым, а также достаточным для исполнения ответчиком обязанности по восстановлению нарушенного права истца.

Между тем, рассматривая исковые требования Л. о возложении на ответчика обязанности с 16.08.2011 года признать истца участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, суд считает указанные требования необоснованными.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято (п. 28).

Необходимо отметить, что в силу раздела 6 Постановления Мэрии г.о.Тольятти № 1186-п/1 от 19.04.2011 года условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты собственных дополнительных средств, следовательно, при решении вопроса о предоставлении претендентам социальной выплаты, кроме нуждаемости в улучшении жилищных условий, подлежит проверке имущественное положение семьи.

Исходя из изложенного выше, при рассмотрении настоящего дела суд не вправе возложить на ответчика обязанность по признанию истца участником подпрограммы с 16.08.2011 года и предрешать существо решения, которое должно быть принято ответчиком после проверки всех документов истца. Более того, являются необоснованными доводы истца о том, что признание его участником подпрограммы в 2008 году предоставляет ему право быть признанным участником подпрограммы на 2011-2015 годы, поскольку Долгосрочная целевая программа г.о.Тольятти «Молодой семье – доступное жилье» на 2011-2015 годы является вновь принятой, и на претендентов возложена обязанность представить документы, подтверждающие их право получить социальную выплату для улучшения жилищных условий в период времени с 2011 по 2015 годы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Л. удовлетворить частично.

Признать договор поручения от 10.10.2005 года и дополнительное соглашение к названному договору от 21.04.2010 года, заключенные между Л. и ЗАО «Куйбышевазот», договором займа.

Признать незаконным распоряжение заместителя Мэра г.о. Тольятти от 25.08.2011 года об отказе в признании Л. участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Мэрию г.о. Тольятти рассмотреть вопрос о признании Л. участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011г.

Председательствующий: