РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 октября 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе председательствующего судьи Панкратовой Т.В. при секретаре Колесниковой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФГВОУ ВПО <данные изъяты> Министерства обороны РФ к Жумабекову А.Ш. о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в военных образовательных учреждениях Минобороны России, установил: Истец обратился в суд с указанным иском. В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из искового заявления видно, что ответчик приказом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации (далее <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ № был зачислен на обучение по специальности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ответчик приказом был отчислен из военно-учебного заведения по недисциплинированности и направлен для прохождения военной службы. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 н. № 402 « об обеспечении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования. На 2008-2009 учебный год по специальности ответчика фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств составило <данные изъяты> р. Срок обучения ответчика составил 1 год 10 месяцев, соответственно просят взыскать с ответчика <данные изъяты> р. Ответчик в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что он действительно проходил обучение за счет средств федерального бюджета, начиная с 2008 г., был отчислен по недисциплинированности, но полагает, что с него должна быть взыскана сумма за время обучения в 2009 г., т.е. за 10 месяцев, т.к. контракт с ним был подписан 20.09.2009 г. Суд, выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что приказом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации (далее <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик был зачислен на обучение по специальности <данные изъяты> на первый курс, назначен на воинскую должность курсанта и ему было присвоено воинское звание «рядовой», что подтверждается выпиской из приказа и не оспаривается ответчиком. Судом установлено, что контракт о прохождении военной службы с ответчиком был заключен 30.09.2009 г. Из п. 1. контракта видно, что он заключен на время обучения в институте и 5 (пять) лет военной службы после его окончания с 30.09.2009 г. Согласно п. 2 контракта ответчик взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере <данные изъяты> р. в год. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик приказом был отчислен из военно-учебного заведения по недисциплинированности и направлен для прохождения военной службы, что подтверждается выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком. Право на предъявление требований, указанных в исковом заявлении, истцом подтверждено имеющимися в материалах дела приказами. Российское законодательство ориентировано на обеспечение эффективности расходов федерального бюджета. Это проявляется в закреплении принципа результативности и эффективности в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, а также в наличии специальных бюджетно-процессуальных и финансово-контрольных мер. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленный в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. В соответствии со ст. 35 Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе» граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. 4. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву. В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются: продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву. 7. Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, … возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 г. N 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования» утверждена методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Указанное Постановление вступает в силу с 1 июля 2007 г. и распространяется на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. Указанная методика определяет порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы. Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям (далее - квалификационные требования). Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. Ответчик, говорящий о том, что подлежат взысканию денежные средства, затраченные на его обучение из федерального бюджета только с момента заключения контракта, подтверждает тот факт, что он был зачислен в военное образовательное учреждение профессионального образования на первый курс с ДД.ММ.ГГГГ., что с этого времени он был назначен на воинскую должность курсанта, с этого времени он начал обучение по специальности <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета, а в момент заключения контракта находился на втором курсе обучения. Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что контракт о прохождении военной службы подписывается при соблюдении определенных условий и не ранее окончания первого курса обучения, т.е. с лицами, на обучение которых уже потрачены денежные средства из федерального бюджета, чем и объясняется дата заключения контракта, т.е. 20.09.2009 г. При этом нормами законодательства предусмотрено взыскание денежных средств в случае отказа гражданина от подписания контракта, т.е. предусмотрено взыскание денежных средств, потраченных из федерального бюджета на обучение и военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, предшествующих подписанию контракта. Указанные граждане приравнены в обязанностях по возмещению расходов, потраченных на их обучение с гражданами, отчисленными за недисциплинированность. Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает установленным, что ответчик проходил обучение за счет средств федерального бюджета начиная с ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, не смотря на заключение контракта о прохождении военной службы в 2009 г. (что соответствует действующему законодательству), возмещению в силу закона и п. 2 контракта подлежат средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку ответчика за все время обучения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> р., из которых <данные изъяты> р. за 2008 год, <данные изъяты> руб. за 10 месяцев 2009 г. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые по данному делу состоят из уплаченной истцом гос. пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и подлежат взысканию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Жумабекова <данные изъяты> в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования <данные изъяты> Министерства обороны РФ в качестве возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в военных образовательных учреждениях Минобороны России <данные изъяты> рублей, гос. пошлину в сумме <данные изъяты> рублей, а всего взыскать <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 24 октября 2011 г. Председательствующий: