о признании незаконным решения Мэрии г.о. Тольятти



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисевича А.М. о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

Борисевич А.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе предоставлении в собственность безвозмездно земельного участка, расположенного в <адрес>, ориентировочной площадью 2480 кв.м.

В судебном заседании представитель заявителя Сынтин А.Е., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснив, что 25.08.2011 года Борисевич А.М. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеназванного земельного участка на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле».

Решением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Борисевичу А.М. было отказано в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия проекта планировки и межевания территории микрорайона <адрес> и наличия списка граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков.

Заявитель полагает данный отказ незаконным.

Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» предусмотрено право граждан на получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности бесплатно.

Отсутствие проекта межевания и планировки территории как обязательного условия для предоставления земельного участка в собственность по заявлению граждан не может являться, в силу действующего законодательства, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Наличие некоего списка граждан, претендующих на предоставление земельного участка в собственность также не может служит основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю ввиду того, что данные граждане претендуют на получение земельных участков под жилищное строительство, а заявитель испрашивает земельный участок под садоводство, при этом испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-5, садоводство относится к видам разрешенного использования для зоны Р-5, в то время как использование земельного участка для индивидуального строительства для данной зоны не предусмотрено.

Просит заявление удовлетворить, признать решение об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязать мэрию г.о. Тольятти утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязать мэрию г.о. Тольятти принять решение по вопросу предоставления бесплатно в собственность заявителя земельного участка, после предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

Представитель мэрии г.о. Тольятти Федоськин В.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражал, полагая, что мэрией г.о. Тольятти обосновано отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, указанным в решении, также пояснил, что заявителем не представлено доказательств того, что он имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, а именно не представлено доказательств, что у заявителя отсутствуют земельные участки с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность, что предусмотрено п.2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле». Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле» предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.

Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством:

1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства;

2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи;

3) для садоводства;

4) для огородничества;

5) для животноводства;

6) для индивидуального жилищного строительства:

Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что Борисевич А.М обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для ведения садоводства земельного участка, расположенного в <адрес>, ориентировочной площадью 2480 кв.м., что подтверждается копией заявления от 25.08.2011 года.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Борисевичу А.М. в собственность указанного земельного участка мэрией г.о. Тольятти было отказано, ввиду того, что предоставление земельных участков осуществляется на основании проектов планировки и межевания территорий, которые разрабатываются с целью обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления застроенных или подлежащих застройке территорий, а на момент рассмотрения заявления проект планировки и межевания по вышеуказанной территории не разработан. Также в решении указано, что в целях обеспечения процедуры предоставления земельных участков гражданам на принципах справедливости, открытости, публичности мэрией г.о. Тольятти формируются списки категорий граждан, имеющих право на бесплатной получение земли. Указанные списки актуализируются и утверждаются постановлением мэрии г.о. Тольятти ежегодно, и публикуются в средствах массовой информации а именно в газете «Городские ведомости». При наличии вакантных земельных участков предоставление их будет осуществляться в соответствии со сформированным списком на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Суд полагает, что данное решение мэрии г.о. Тольятти является законным и обоснованным.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей нормы заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Проанализировав данную норму права, суд приходит к выводу о том, что Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии, с учетом мнения органа местного самоуправления.

На основании ст. 6 Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005 г., полномочиями по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, возложены на органы местного самоуправления. Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005г., уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение либо о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Заявителем не оспаривался тот факт, что проект планировки и межевания территории, на которой расположен испрашиваемый им земельный участок не разработаны.
В связи с тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах населенного пункта, с учетом требований ст. 9 Закона Самарской области «О земле», предусматривающей предоставление гражданам земельных участков для садоводства бесплатно, приходит к выводу о том, что принятие решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка при изложенных обстоятельствах является правом, а не обязанностью органа муниципальной власти, т.е мэрии г.о. Тольятти, которая обоснованно отказала Борисевичу А.М. в предоставлении участка, в связи с отсутствием необходимых условий для предоставления земельного участка бесплатно, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, указывая при этом на то, что проект планировки и межевания микрорайона, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, не принимался, на государственный кадастровый учет земельный участок не поставлен.

При этом необходимо учесть, что действующим законодательством не предусматривается безусловное право граждан на однократное предоставление земельного участка бесплатно в месте, выбранном гражданином. Как указывалось выше, Земельный кодекс РФ предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии и с учетом мнения органа местного самоуправления.

Также следует признать правомерными доводы мэрии г.о. Тольятти о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, при наличии вакантных земельных участков в соответствии со сформированным списком граждан, претендующих на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, что соответствует принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Помимо этого следует принять во внимание и доводы представителя мэрии г.о. Тольятти, несмотря на то, что данные доводы не изложены в отказе о предоставлении земельного участка, о том, что заявителем не представлено документов, подтверждающих его право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, а именно: об отсутствии у заявителя земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что предусмотрено п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле».

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что оспариваемое распоряжение принято в пределах компетенции мэрии г.о. Тольятти, с соблюдением процедуры принятия такого решения, является законным и обоснованным, ввиду чего требования заявителя о признании оспариваемого распоряжения незаконным, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Борисевича А.М. о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 10.11.2011 года.

Председательствующий: