о признании незаконным решения ГУ МВД РФ по Самарской области об отказе в выдаче справки о реабилитации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Качуровского В.А. о признании незаконным решения ГУ МВД РФ по Самарской области об отказе в выдаче справки о реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Качуровский В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ГУ МВД РФ по Самарской области об отказе в выдаче справки о реабилитации.

В обоснование заявленных требований указал, что он обратился с заявлением в ГУ МВД РФ по Самарской области о выдаче справки о реабилитации на основании закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Сообщением, полученным 27.09.2011 года в выдаче справки о реабилитации заявителю было отказано. В отказе ГУ МВД по Самарской области указано, что действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» распространяется на граждан РФ, граждан государств- бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года. В связи с тем, что к Качуровскому В.А. политическая репрессия на территории Российской Федерации не применялась, органы внутренних дел не имеют законных оснований для вынесения положительного решения о его реабилитации.

Заявитель полагает отказ незаконным, поскольку данный отказ противоречит положениям ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В илу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

Представитель ГУ МВД РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что Качуровский В.А. родился в 1946 году на спецпоселении на территории республики Казахстан. Его отец Качуровский А.Т. выселен в административном порядке по национальному признаку в 1936 году из с. Ульяновка Подольской области Украины на спецпоселение на территории республики Казахстан.

Действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» распространяется на граждан РФ, граждан государств- бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года. Поскольку политическая репрессия к Качуровскому В.А. на территории Российской Федерации не применялась органы внутренних дел России не имеют законных полномочий для выдачи заявителю справки о реабилитации.

Представитель заинтересованного лица- мэрии г.о. Тольятти (департамент социальной поддержки) в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагал заявление Качуровского В.А. необоснованным по доводам аналогичным доводам ГУ МВД России по Самарской области.

Суд, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется:

на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Согласно ст. 6,7 названного Закона заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.

Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Приказом МВД № 834 от 17.10.2005 года была утверждена «ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ".

Указанной инструкцией установлены полномочия органов внутренних дел по выдаче лица, указанным в ст. 2, 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», после предоставления всех необходимых документов и их проверки, справки о реабилитации.

Данной инструкцией установлены полномочия органов внутренних дел давать заключения о соответствии (противоречии) законодательству РФ документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР, в случаях, установленных ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Таким образом, действующее законодательство наделяет органы внутренних дел РФ выдавать справки о реабилитации только лицам, указанным в ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», т.е. распространяется на граждан РФ, граждан государств- бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что политическая репрессия в отношении заявителя была применена не на территории Российской Федерации, в связи с чем, ГУ МВД РФ по Самарской области обосновано отказало заявителю в выдаче справки о реабилитации, поскольку не наделено такими полномочиями в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Качуровского В.А. о признании незаконным решения ГУ МВД РФ по Самарской области об отказе в выдаче справки о реабилитации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 24.11.2011 года.

Председательствующий: