о признании незаконным решения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козлова П.В. о признании незаконным решения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Козлов П.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый ориентировочной площадью 3024 кв.м.

В судебном заседании представитель заявителя Писарев И.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, пояснив, что Козлов П.В. является собственником объекта недвижимости- склада производственной базы, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым , имеющем те же адресные ориентиры и находящемся в государственной собственности. Вышеуказанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым , принадлежавшего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ Козлов П.В., являясь собственником строения, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной собственности, имеет право на приобретение этого земельного участка в собственность.

22.06.2011 года Козлов П.В. обратился в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка с кадастровым в собственность.

Уведомлением ТУ Росимущества в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года ему было отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка. Основанием к отказу указано то обстоятельство, что права на испрашиваемый земельный участок не зарегистрированы, из чего следует, что испрашиваемый земельный участок не существует. Данное уведомление было получено им 29.07.2011 года.

Отказ ТУ Росимущества в Самарской области заявитель полагает незаконным.

Согласно ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, в результате ему присвоен кадастровый , выдан кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, препятствий для заключения договора купли-продажи указанного земельного участка не имеется.

В связи с чем, руководствуясь положениями п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ заявитель просит признать решение ТУ Росимущества в Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, обязать ТУ Росимущества в Самарской подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.

Заявитель полагает, что на основании Федерального закона от 24.07.2007 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» выкупная цена спорного земельного участка должна быть установлена исходя из 2,5 % от его кадастровой стоимости.

Представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ходатайство об отложении судебного заседания, поступившее по телефону, удовлетворению не подлежит, поскольку законом установлены сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории, после поступления заявления в суд, ТУ Росимущества в Самарской области направлялись уведомления о назначении дела к подготовке и к рассмотрению в предварительном судебном заседании соответственно на 03.11.2011 года и 14.11.2011 года, т.е. было представлено достаточно времени для подготовки возражений и представлению соответствующих доказательств, в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка представителя органа государственной власти, извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области в судебное заседание не явился. Заинтересованным лицом в суд представлен письменный отзыв, согласно которого ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области просит исключить их из числа заинтересованных лиц, поскольку разрешение данного спора не затрагивает прав и интересов учреждения.

Суд выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что заявление подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Судом установлено, что Козлов П.В. является собственником объекта недвижимости- склада производственной базы, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный, принадлежащий Козлову П.В. объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым . Данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым , принадлежавшего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровыми паспортами земельных участков.

22.06.2011 года Козлов П.В. обратился в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым .

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении Козлову П.В. в собственность указанного земельного участка было отказано, ввиду того, что Козловым П.В. не было представлено документов, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок принадлежит Российской Федерации. Также указано, что из кадастрового паспорта видно, что испрашиваемый земельный участок образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым , однако права на вновь образованные земельные участки не зарегистрированы, из чего следует, что данные участки не существуют.

Суд полагает, что отказ ТУ Росимущества по Самарской области является неправомерным.

Из пояснений представителя заявителя и представленных им документов явствует, что Козлов П.В., обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, образованного путем выдела из другого земельного участка, находившегося в собственности Российской Федерации и предоставленного заявителя на праве постоянного (бессрочного пользования), при этом Козлов П.В. является собственником строения, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Данные доводы заявителя подтверждаются материалами дела, а именно: кадастровыми паспортами земельных участков; свидетельством о государственной регистрации права собственности Козлова П.В. склад производственной базы, расположенный по адресу: <адрес>; свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кадастровый <адрес>, расположенным по адресу: <адрес>; письмом мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что на испрашиваемый Козловым П.В. земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и для решения вопроса о приобретении данного земельного участка в собственность необходимо обратиться в ТУ Росимущества в Самарской области.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя, суду не представлено (ч.1 ст. 249 ГПК РФ).

Образование испрашиваемого земельного участка не противоречит пп. 1 п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявитель имеет право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, неисполнение уполномоченным государственным органом обязанности по изготовлению и направлению заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка, нарушает права заявителя. Ввиду вышеизложенного, требования заявителя о признании действий ТУ Росимущества в Самарской области незаконными, устранении допущенных нарушений прав заявителя, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Однако, суд полагает, что требования заявителя об установлении выкупной цены испрашиваемого земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости, являются необоснованными и противоречат положениям п.1.1. ст. 36 Земельного кодекса РФ. При этом ссылка заявителя на Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2002 года « о внесении изменений в законодательные акты РФ в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», является несостоятельной, поскольку положения ст. 2 указанного закона об определении выкупной цены земельных участков касаются договоров купли-продажи земельных участков, заключенных до 01.01.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Козлова П.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в предоставлении в собственность Козлову П.В. земельного участка с кадастровым , расположенного по <адрес>, незаконным.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить допущенное препятствие к осуществлению Козловым П.В. прав и свобод и обязать подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым , расположенного по <адрес>, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 23.11.2011 года.

Председательствующий: