о включении имущества в состав наследственного имущества, ризнании наследника принявшим наследство, признании права собственности на имущество в порядке наследования



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего                               Серикова В.А.

при секретаре                                                 Форофонтовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юртаева С.А. к Мэрии городского округа Тольятти о включении имущества в состав наследства, признании наследника принявшим наследство, признании права собственности на наследственное имущество,

у с т а н о в и л:

Юртаев С.А. обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2 <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, признании его фактически принявшим наследство после смерти ФИО2, признании за ним права собственности на 1/2 долю указанного наследственного имущества.

В судебном заседании истец иск поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, Юртаевой Т.П., ФИО3 и Юртаевым С.А., т.е. истцом, с одной стороны, и мэрией г.о. Тольятти, с другой стороны был заключен договор о безвозмездной передаче квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в общую долевую собственность Юртаевых. Квартира была передана в собственность ФИО2, Юртаевой Т.П., ФИО3 и Юртаева С.А. в равных долях, <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Наследниками первой очереди после смерти ФИО2 являлись истец и его брат- ФИО3, Юртаева Т.П. наследником не являлась, поскольку к моменту смерти ФИО2, находилась с умершим в разводе. Таким образом, истцу принадлежит право на <данные изъяты> долю наследственного имущества, оставшегося после смерти его отца- ФИО2

Истец с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращался, однако он фактически принял наследство: вступил во владение наследственным имуществом – вышеуказанной квартирой, в которой проживал постоянно и пользовался ей с 05.01.1989 года. После смерти отца истец продолжал проживать в данной квартире, пользовался ею как своей собственной, пользовался предметами домашней обстановки и обихода, тем самым проявил волю на принятие наследства и вступил во владение наследственным имуществом.

В связи с чем, истец просит включить <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> в состав наследственного имущества после смерти ФИО2, признать его фактически принявшим наследство после смерти ФИО2, признать за ним право собственности на <данные изъяты> долю в указанном наследственном имуществе, т.е. на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика- Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо нотариус г. Тольятти Егорова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Третье лицо- Юртаева Т.П. в судебное заседание не явилась, извещена, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.

Суд, выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

            В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.

Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Судом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче квартир в собственность Юртаевой Т.П., ФИО2, ФИО3 и Юртаеву С.А. была передана в общую долевую собственность, в равных долях, квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 23,7 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м. (л.д. 8).

Судом установлено, что ФИО2 умерДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 11).

Суд считает, что ФИО2, подписав договор приватизации квартиры, при жизни выразил свою волю в приобретении права собственности на квартиру, то обстоятельство, что свидетельство о праве собственности ФИО2 на спорную квартиру не было получено ко дню его смерти, само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, поскольку наследодатель по независящим от него причинам (в связи со смертью) был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Учитывая изложенное, суд считает установленным тот факт, что <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> в соответствии со ст. 218 ГК РФ и договором о безвозмездной передаче квартиры в собственность, принадлежала ФИО2, в связи с чем, суд считает, что указанная доля подлежит включению в состав наследственного имущества, открывшегося после его смерти.

Согласно сообщения нотариуса, после смерти ФИО2 было заведено наследственное дело. С заявлением о принятии наследства по всем основаниям обратился сын наследодателя- ФИО3, который в свою очередь умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Из решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ явствует, что ФИО3 и Юртаев С.А. являются наследниками, умершего ФИО2 в равных долях, при этом решением суда установлено, что Юртаев С.А. фактически вступил в права наследования, поскольку осуществлял действия по управлению, распоряжению и пользованию имуществом (проживал в квартире, оплачивал услуги по ее содержанию).

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебных постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При указанных обстоятельствах, суд полагает законными и обоснованными требования истца о признании его фактически приявшим наследство, открывшегося после смерти его отца- ФИО2, а также о признании за ним права собственности на 1/2 долю наследственного имущества, состоящего из <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, по адресу: <адрес>, т.е. на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Включить в состав наследственного имущества открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 23, 7 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м.

Признать Юртаева С.А. принявшим наследство, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Юртаевым С.А., в порядке наследования, право собственности на 1/8 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 23, 7 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: