РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Соболевой Ж.В. при секретаре Малькиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Решетникова ФИО12 к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения, установил: Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Решетникова ФИО13 к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тольятти ФИО6 исковые требования поддержала, суду пояснила, что Решетников ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей. Мать ФИО1 и отец ФИО2, решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении сыновей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением администрации Автозаводского района г. Тольятти №/р от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними ФИО7 и ФИО8 установлено попечительство бабушкой ФИО9 Решением Центрального районного суда гор. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ родители несовершеннолетних: мать ФИО1 и отец ФИО2 признаны безвестно отсутствующими. Согласно свидетельства о перемене имени № ФИО10 переменил фамилию на Решетников ФИО15 В период до ДД.ММ.ГГГГ Решетников ФИО16 обучался в АНО «Тольяттинский техникум экономики и права», откуда был отчислен в связи с окончанием обучения. Закрепленного жилья Решетников ФИО17 не имеет. Распоряжением и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем не обеспечен. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Решетникову ФИО19. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решетников ФИО20. в судебном заседании иск поддержал. Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Решетников ФИО21 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Обращаясь в защиту прав Решетникова ФИО22 Прокурор Центрального района гор. Тольятти нарушает права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились за внеочередным предоставлением жилого помещения ранее Решетникова ФИО23 Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, признанными нуждающимися в жилых помещениях. Статьей 5 Закона Самарской области от 07 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. В муниципальном жилищном фонде мэрии г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10. 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. Мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Выделенных на эти цели субвенций недостаточно для обеспечения жильем всех детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Кроме того, полагает, что в случае удовлетворения исковых требований нарушаются права лиц, стоящих в списке очередности первыми. Просит в иске отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина. Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Судом установлено, что Решетников ФИО24 1989 года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: мать ФИО1 и отец ФИО2, решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении ФИО10 Решением Центрального районного суда гор. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО10 признаны безвестно отсутствующими. Согласно свидетельства о перемене имени № ФИО10 переменил фамилию на Решетников ФИО25 В период до ДД.ММ.ГГГГ Решетников ФИО26 обучался в АНО «Тольяттинский техникум экономики и права», откуда был отчислен в связи с окончанием обучения. Закрепленного жилья Решетников ФИО27 не имеет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. Распоряжением и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ Решетников ФИО28 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек. Представитель ответчика не оспаривает, что Решетников ФИО29 состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Также представитель мэрии не оспаривает право Решетникова ФИО30 на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ему согласно очередности соответствующей категории граждан и за счет средств бюджета Самарской области путем предоставления субвенций. Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Доводы представителя ответчика о том, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан. Право истца на получение вне очереди жилого помещения прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий. Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о. Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Согласно ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности, ничем не подтверждены. Кроме того, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья во внеочередном порядке. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем. Доводы ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку, в соответствии ч. 3 ст.2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» социальная выплата может предоставляться указанным гражданам в соответствии с их письменным заявлением. В соответствии с Уставом городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти. Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. На основании вышеизложенного, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Решетникову ФИО31 жилой площади должна быть исполнена. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Решетникову ФИО32 жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Самарский областной суд со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тольятти. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий: