О признании недействительными условий договора



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти, в составе:

председательствующего Сметаниной О.Н.

при секретаре Васильевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голощапова В.А. к ОАО «Альфа-Банк» о признании недействительными условий кредитного договора в части и взыскании денежных средств,

установил:

Истец обратился в суд с иском, в котором просил признать недействительным п. 2.3. Общих условий выдачи Потребительской карты, открытия и кредитования Счета потребительской карты в ОАО «Альфа-Банк», в части взимания банком комиссии за обслуживание счета по Соглашению о потребительской карте № SASHA300107031900187 от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика оплаченную комиссию за обслуживание текущего счета в размере 30607,41 рублей, неустойку в размере 30607,41 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и штраф на комиссию за обслуживание счета в размере 323,21 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал. Суду пояснил, что п.2.3 Общих условий предусмотрено, что Банк ежемесячно взимает с него комиссию за обслуживание счета потребительской карты в размере, определенном Тарифами Банка, т.е. 1,99 % от суммы задолженности по основному долгу по кредиту. Общий размер комиссии за обслуживание текущего счета, оплаченный им, составляет 30607,41 рублей. Действия банка по взиманию ежемесячной платы за обслуживание банковского счета ущемляют установленные законом права потребителя. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик ОАО «Альфа-Банк» о дне слушания дела извещен, представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

При указанных обстоятельствах, учитывая мнение истца, сроки рассмотрения гражданского дела, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ7 года между Голощаповым В.А. и ОАО «Альфа-Банк» заключено Соглашение о потребительской карте № SASHA300107031900187. По условиям соглашения сумма установленного кредитного лимита составляет 84000,00 рублей, срок полного погашения задолженности 4 года 1 месяц, с уплатой 29 % годовых.

Из пояснений истца следует, что п.2.3 Общих условий выдачи Потребительской карты, открытия и кредитования Счета потребительской карты в ОАО «Альфа-Банк», обязывающий его уплачивать комиссии, противоречит закону и нарушает его права, так как он является потребителем.

В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно п.1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ», п.1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными актами РФ.

Установление комиссии за ведение ссудного счета нормами ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (утвержденного Центральным Банком РФ от 26.03.2007г. № 302-П), действиями, которые обязан совершить банк для создания условий предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка), является открытие и ведение ссудного счета.

Ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка для образования и погашения ссудной задолженности, то есть, операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.

Действия банка по открытию и ведению такого счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу. Взимание банком платы за открытие и ведение ссудного счета применительно к п.1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» ущемляет установленные законом права потребителя.

Таким образом, включение в договор условия о взимании с клиента платежа за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, ущемляет установленные законом права потребителя.

Пунктом 2.3 Общих условий выдачи Потребительской карты, открытия и кредитования Счета потребительской карты в ОАО «Альфа-Банк», предусмотрена ежемесячная выплата комиссии за обслуживание счета потребительской карты в размере, определенном Тарифами банка – 1,99 % от суммы задолженности по основному долгу по кредиту.

Следовательно, условие кредитного договора, устанавливающее комиссию за открытие и ведение ссудного счета, является недействительным, поскольку не основано на законе, а согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Судом установлено, что по Общим условиям выдачи Потребительской карты, открытия и кредитования Счета потребительской карты в ОАО «Альфа-Банк» истец помимо ежемесячных платежей по кредиту, обязан был ежемесячно перечислять комиссию за обслуживание текущего счета. За все время пользования кредитными средствами истец уплатил ответчику в качестве комиссии за обслуживание счета 30607,41 рублей и штраф на комиссию за обслуживание счета в размере 323,21 рублей.

Суд считает, что сумма, внесенная истцом за обслуживание счета в размере 30607,41 рублей, и сумма штрафа на комиссию за обслуживание счета в размере 323,21 рублей, подлежат взысканию с банка в пользу Голощапова В.А., поскольку условие кредитного договора об уплате комиссионного вознаграждения за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета является недействительным (ничтожным) и, учитывая, что ведение ссудного счета не является услугой, предоставленной заемщику, поэтому, уплаченные во исполнение этого условия договора суммы подлежат взысканию в пользу истца.

Согласно ч.3 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В соответствии со ст.28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Ответчик претензию Голощапова В.А. о выплате уплаченной комиссии получил 21.10.2011 года. Однако в установленный Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" десятидневный срок претензия не была удовлетворена. Согласно предоставленному истцом расчету, размер неустойки равен 30607,41 рублей = 30607,41 (сумма комиссии) : 100 х 3% (размер неустойки за каждый день просрочки) х 35 (количество дней просрочки с 02.11.2011 года по 07.12.2011 года).

Согласно ст.28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

В соответствии со ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Учитывая то обстоятельство, что неустойка является средством предупреждения нарушения прав потребителя, стимулируя выполнение обязательств в добровольном порядке, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, виновного поведения ответчика, который до настоящего времени не исполнил обязательство в добровольном порядке, суд считает обоснованным требования истца о взыскании неустойки, вместе с тем, суд считает неустойку в размере 30607,41 рублей явно несоразмерной последствиям нарушения обязательств, и находит возможным уменьшить размер неустойки до 1 000 руб.

Суд считает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда, поскольку компенсация морального вреда предусмотрена ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», а вина банка заключается в том, что в условия договора были незаконно включены требования о выплате денежных средств за обслуживание счета, которые выплачивались истцом в течение всего срока действия договора.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд считает, с учетом требований разумности и справедливости возможным удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда в размере 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Голощапова ФИО4 удовлетворить частично.

Признать недействительным п. 2.3. Общих условий выдачи Потребительской карты, открытия и кредитования Счета потребительской карты в ОАО «Альфа-Банк», в части взимания банком ежемесячной комиссии за обслуживание счета по заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Голощаповым ФИО5 и ОАО «Альфа-Банк» Соглашению о потребительской карте № SASHA300107031900187.

Взыскать с ОАО «Альфа - Банк» в пользу ФИО1 возврат уплаченных ежемесячных комиссий за обслуживание счета в размере 30607,41 рублей, неустойку в размере 1 000 рублей, штраф за комиссию за обслуживание счета в размере 323,21 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 рублей, а всего взыскать 32030,62 рублей.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Центральный райсуд г. Тольятти в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено ______________________________________

Председательствующий Сметанина О.Н.