Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 февраля 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Волковой М.В., при секретаре Хасановой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО10 к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма. В судебном заседании пом. прокурора Разумова Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади. Суду пояснила, что ФИО2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители: мать – ФИО3 решением Борского районного суда Самарской области от 23.02.1999 года и отец – ФИО4 решением вышеуказанного суда от 20.03.2000 года лишены родительских прав в отношении своего сына ФИО2 На основании Постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 06.04.1999 года № над несовершеннолетним ФИО2 была установлена опека, опекуном назначена бабушка – ФИО1. Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 16.03.2011 года № в связи с достижением совершеннолетия и прекращением попечительства в отношении ФИО2 вышеуказанное постановление от 06.04.1999 года признано утратившим силу. В настоящее время ФИО2 закрепленного жилья не имеет, временно проживает по адресу: <адрес>, нигде не учится. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № от 07.12.2011 года ФИО2 принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма. В силу закона ему как имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени ФИО2 жильем не обеспечен. Просит иск удовлетворить. ФИО2 в судебном заседании исковое заявление поддержал, суду пояснила что в силу ст. 57 ЖК РФ он, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное выделение жилого помещения. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить ему жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи один человек, площадью не ниже установленных социальных норм. Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Веселкова О.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО2 на основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 07.12.2011 года № принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. В связи с этим полагает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан, только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица Правительство Самарской области в лице Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям: Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что ФИО2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители: мать – ФИО3 решением Борского районного суда Самарской области от 23.02.1999 года и отец – ФИО4 решением вышеуказанного суда от 20.03.2000 года лишены родительских прав в отношении своего сына ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о рождении ФИО2, копиями решений Борского районного суда Самарской области от 23.02.1999 года и от 20.03.2000 года, и по существу не оспаривается сторонами. Из копии свидетельства о рождении и копии паспорта видно, что ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО2. В графе «мать» в свидетельстве о рождении указана ФИО3, в графе «отец» указан – ФИО4. Из заявления ФИО2 усматривается, что последний повторно обратился в мэрию г.о. Тольятти о постановке на учет для предоставления жилого помещения от 23.11.2011 года. Из выписки из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 07.12.2011 года №, из которой следует, что ФИО2 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 1 ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 8-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» составом семьи 1 человек. Справками из Богатовского районного суда Самарской области № от 18.03.2011 года и № от 14.07.2011 года подтверждается тот факт, что ФИО3, ФИО4 в родительских правах в отношении сына ФИО2 не восстанавливались. Из выписки из поквартирной карточки от 15.07.2011 года видно, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 18.06.1999 года зарегистрирован по адресу: <адрес> Из справок МП «Инвентаризатор» г. Тольятти от 24.11.2011 года и от 27.12.2011 года усматривается, что ФИО2 право приватизации в г. Тольятти не использовал. Сообщениями из Управления ФРС по Самарской области от 07.12.2011 года и от 22.12.2011 года подтверждается тот факт, что ФИО2 в числе собственников в г. Тольятти не значится. Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что ФИО2 состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота. То есть ФИО2 признан нуждающимся в жилом помещении и за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается. Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что ФИО2 в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья. Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенции, которых недостаточно. Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение ФИО2 жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению ФИО2 жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти. Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 07.12.2011 года № ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 1 человек, в связи с чем ФИО2 должно быть предоставлено жилое помещение на состав семьи один человек. ФИО2 в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем. На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить ФИО2 жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО2 удовлетворить. Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2012 года. Председательствующий М.В. Волкова