Семенова к Мэрии г. Тольятти о внеочередном предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой ФИО12 в интересах несовершеннолетнего ФИО13 к мэрии г.о.Тольятти о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с указанным иском. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке жилое помещение с учетом дополнительной площади по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, в связи с тяжелым заболеванием у её ребенка ФИО1

В судебном заседании представитель истца ФИО8, действующий по доверенности исковые требования уточнил, просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Семеновой ФИО14 жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности жилья пояснив, что Семенова ФИО15. с 29.11.2011г. с составом семьи 4 человека состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, поскольку несовершеннолетний ФИО1, 2000 года рождения, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378. Однако до настоящего времени семья истца жильем не обеспечена.

Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти – ФИО9, действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что сын истицы ФИО1, 2000 года рождения страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378. Истец с 29.11.2011г. с составом семьи 4 человека состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма. Семья Семеновой ФИО16 состоит из четырех человек, имеет в собственности 1/4 долю в жилом доме по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес>, общей площадью 70,9 кв.м. Истец относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005г, так как имеет ребенка-инвалида. В соответствии со ст.ст.1, 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны вести учет нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Аналогичные требования содержатся в п. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». Кроме того, законодательством не определен срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Из чего следует, что обеспечение граждан жилыми помещениями должно осуществляться в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет с учетом соответствующих списков на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии. Полагает, что в данном случае предоставление жилого помещения Семеновой ФИО17 без учета списка очередников повлечет нарушение жилищных прав и интересов граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее её семьи. При указанных обстоятельствах просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Семеновой ФИО18. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Судом установлено, что истец имеет сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, нуждается в постоянном уходе. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года за № 378 и подпадает под действие ч.2 ст. 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, что подтверждается справкой ВК ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» и не оспаривается представителем ответчика.

Семенова ФИО19. с составом семьи четыре человека (супруг ФИО2, сын ФИО3, 1997 г.р., сын ФИО1, 2000г.р.) состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Включена в очередь на получение жилья с 29.11.2011 года, что по существу не оспаривается представителем ответчика и подтверждается выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.11.2011 г. № 13078-р/4. Право на льготное получение жилья также следует из справки <данные изъяты> от 03.11.2011г.

Согласно выписке из поквартирной карточки Семенова ФИО20 зарегистрирована по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес> Кроме истца в указанной квартире значатся зарегистрированными: ФИО10 – собственник, ФИО2, ФИО3, ФИО1

Из сообщений Управления Росреестра по Самарской области от 21.12.2011 и 22.12.2011 г. видно, что сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных за Семеновой ФИО21 ФИО2, ФИО3, ФИО1 в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно справки МП «Инвентаризатор» от 23.12.2011г. Семенова ФИО22 ФИО2, ФИО1 в реестре собственников не значатся и право приватизации не использовали, до смены фамилии ФИО11 имеет 1/4 долю в частном доме по адресу: гор. Тольятти, ул. <адрес>

Представитель ответчика по существу не оспаривает право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право Семеновой ФИО23 на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право Семеновой ФИО24. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления Семеновой ФИО25. жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку право Семеновой ФИО26. не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006)) обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление субсидии (субвенции) станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. О самостоятельном действии Закона субъекта РФ говорит также то обстоятельство, что перечень льготников, имеющих право на получение жилья, значительно шире предусмотренного ЖК РФ. При этом действие данного Закона не может ухудшать положение граждан, предусмотренное Федеральным законом и умалять их права.

В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы № 538 от 18 октября 2006 г. (в ред. Решений Думы городского округа Тольятти от 19.09.2007 N 717, от 18.02.2009 N 1103) мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данные положения закреплены в Уставе г. о. Тольятти (принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. № 155 в редакции решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959).

Согласно п. 3, п.1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно положения п. 1 статьи 35 Устава г.о. Тольятти мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.

В соответствии с положением статьи 37 Устава г.о. Тольятти, согласно которой к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8).

В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище», при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как установлено судом, 1/4 доля в жилом доме по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес> общей площадью 70,9 кв.м., жилой площадью 57,2 кв.м. принадлежит ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению истице жилой площади должна быть исполнена с зачетом имеющихся у семьи истицы метров жилой площади.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,192-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Семеновой ФИО27 жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности у ФИО3 жилой площади, расположенной по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд города Тольятти в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 08.02.2012 г.

Председательствующий: