о признании незаконным отказа мэрии г.о.Тольятти в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Тормозовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Агарковой Н.Е. к Мэрии г.о.Тольятти о признании незаконными действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Агаркова Н.Е., обратившись в суд с названным иском, просит признать незаконным отказ Управления по жилищным вопросам Мэрии г.о.Тольятти в принятии истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложить на Мэрию г.о.Тольятти обязанность по принятию истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи соответствующего заявления, взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что истица является ветераномВеликойОтечественнойвойны, вдовой участника войны. В соответствии с Законом «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечениежильемветерановВеликойОтечественнойвойны, истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако получила отказ со ссылкой на обеспеченность учетной нормой жилой площади. При этом ответчиком было указано, что истица зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 50,3 кв.м., по адресу: <адрес>, где всего зарегистрировано 3 человека, на каждого члена семьи заявителя приходится 16,76 кв.м. общей площади, квартира принадлежит на праве собственности внучке истицы – ГА. С указанным решением истица не согласна, считая, что должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она не является ни собственником, ни членом семьи собственника названного выше жилого помещения.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что считает отказ в постановке на учет истицы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий законным и обоснованным, поскольку истица обеспечена учетной нормой жилой площади.

Третье лицо ГА. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истица проживает и зарегистрирована в жилом помещении, собственником которого является ГА., расположенном по адресу: <адрес>. В данной квартире зарегистрировано четыре человека, в том числе она, ее отец С., ее сын Г. и истица, которая является ее бабушкой. Истица не является собственником названного жилого помещения, а также членом семьи ГА., поскольку они не ведут общее хозяйство, хотя и проживают в одной квартире.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Агаркова Н.Е. является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВОВ , выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

ДД.ММ.ГГГГ Агаркова Н.Е. обратилась в Мэрию г.о.Тольятти с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом также установлено, что согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с ее обеспеченностью жилой площадью по учетной норме, так как истица зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 50,3 кв.м., по адресу: <адрес>, где всего зарегистрировано 3 человека, на каждого члена семьи заявителя приходится 16,76 кв.м. общей площади, квартира принадлежит на праве собственности внучке Агарковой Н.Е. – ГА.

Истица и ее представитель оспаривают названное распоряжение, считая Агаркову Н.Е. нуждающейся в жилом помещении, однако с указанными доводами согласиться нельзя.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 12.01.1995г.№ 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.21 вышеназванного закона обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона, из которых следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД (ред. от 02.02.2011) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной ст.4 настоящего Закона.

В силу ст.4 названного закона в Самарской области учетная норма площади жилого для ветеранов Великой Отечественной войны - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод об обязанности органов государственной власти завершить обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц не в любом случае и произвольно, а лишь при обязательном соблюдении условия о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий по смыслу ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Между тем выпиской из поквартирной карточки подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Агаркова Н.Е. зарегистрирована в <адрес> в г.о.Тольятти, общей площадью 50,3 кв. м., собственником которой является ГА., при этом количество зарегистрированных в ней граждан составляет 4 человека.

Доводы представителя ответчика о том, что отец собственника жилого помещения ГА. - С. не подлежит учету при расчете размера общей площади на каждого члена семьи, суд считает правильными, поскольку, как усматривается из выписки из поквартирной карточки, С. в данном жилом помещении зарегистрирован не по месту жительства, а по месту пребывания. Кроме того, из объяснений самой ГА. усматривается, что С. постоянно проживает в <адрес>, где у него имеется квартира, в <адрес> приезжает только летом, следовательно, С. не является членом семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, из представленных суду документов усматривается, что на одного человека, проживающего в <адрес> в г.о.Тольятти, общей площадью 50,3 кв. м., в том числе на Агаркову Н.Е., приходится 16,76 кв. м. общей площади жилого помещения, следовательно, истица не нуждается в улучшении жилищных условий в силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель истицы утверждала, что Агаркова Н.Е. не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она зарегистрирована и проживает, однако с данными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, в силу ст.31 ЖК РФ, а также в учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Выпиской из поквартирной карточки подтверждается, что истица была зарегистрирована как член семьи ее внучки ГА. по адресу: <адрес>, при этом договоров, свидетельствующих о передаче истице жилого помещения в безвозмездное пользование, суду не представлено.

Согласно акту обследования жилищных условий заявителя Агарковой Н.Е., проживающей по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, в данной квартире у истицы имеется спальное место, а ее личные вещи хранятся в комнате, где проживает ее внучка ГА., что, по мнению суда, свидетельствует о наличии между внучкой и бабушкой семейных отношений.

Кроме того, доводы истицы о том, что она не является членом семьи собственника жилого помещения, опровергаются объяснениями самой ГА., согласно которым истица воспитывала ее с 15 лет, а родители третьего лица в это время находились в <адрес>. Сначала истица и третье лицо проживали в квартире в <адрес>, что подтверждается домовой (поквартирной) книгой для регистрации граждан, проживающих в <адрес>, из которой усматривается, что истица проживала по названному адресу вместе с ГА. После этого ГА., забрав истицу и ребенка, переехала в г.Тольятти, где они совместно стали проживать. Из пояснений ГА. следует, что она перевезла истицу в г.Тольятти, чувствуя свою ответственность за престарелую бабушку, воспитавшую ее.

Актом обследования жилищных условий истицы от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также, что Агаркова Н.Е. в отсутствие ГА. присматривает за своим малолетним правнуком.

Анализируя приведенные обстоятельства во взаимосвязи с вышеназванными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что между истицей и собственником жилого помещения ГА. (внучкой истицы) сложились уважительные и доброжелательные отношения, в которых присутствует забота друг о друге и общие интересы. Указанное, по мнению суда, свидетельствует о том, что истица является членом семьи ГА., поскольку семейные отношения характеризуются не только ведением совместного хозяйства, но и взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом.

Необходимо отметить, что в собственности внучки истицы ГА. имеется еще одна квартира в <адрес>, общей площадью 80,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, представленным в дело, и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Таким образом, при определении обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ суд учитывает, что истица является членом семьи собственника жилых помещений, суммарная общая жилая площадь которых составляет 131,2 кв.м. (50,3 кв.м. + 80,9 кв.м.), а также состав семьи Агарковой Н.Е. (три человека). Таким образом, истица обеспечена жилой площадью в размере 43,7 кв.м., что значительно превышает установленную Законом Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД (ред. от 02.02.2011) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» учетную норму, равную 14 кв.м.

С учетом изложенного, суд полагает, что действия ответчика по отказу в постановке истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях соответствуют требованиям п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, согласно которому отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а исковые требования Агарковой Н.Е. основаны на неправильном толковании закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Агарковой Н.Е..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2012 года.

Председательствующий: