о возмещении морального вреда



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 мая 2012 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1860/12 по иску Караваевой Л.И., Караваева М.Ф. к Авдякову А.А. о возмещении морального вреда,

установил:

Караваев О.М., Караваева Л.И., Караваев М.Ф. обратились с иском к Авдякову А.А. о возмещении морального вреда.

Определением Центрального районного суда г.Тольятти от 19.04.2012г. исковые требования Караваева О.М. к Авдякову А.А. о возмещении морального вреда выделены в отдельное производство.

Представитель истицы Караваевой Л.И. ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что 05.10.2011г. ответчик, управляя автомобилем ВАЗ-2115 транзитный номер , двигаясь по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес>, в пути следования, в нарушении п.п.9,10, 10.1 ПДД, двигаясь по левой полосе движения, проявил невнимательность к дорожной обстановке и ее изменениям, не учел дорожные условия, не избрал скорость, обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, своевременно не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, не выбрал безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать наезда, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, в районе <адрес>, допустил наезд на автомобиль ГАЗ-2818 под управлением ФИО7, который стоял впереди в попутном направлении для поворота налево. В результате данного ДТП пассажиру автомобиля ГАЗ-2818 Караваеву О.М., сыну истцов, были причинены телесные повреждения, которые повлекли тяжкий вред здоровью. После ДТП Караваев О.М. был доставлен в медицинское учреждение, где находился на стационарном лечении. Впоследствии перенес две операции на правой руке, в настоящее время ему устанавливается группа инвалидности, потребуется длительное лечение и замена тазобедренного сустава на протез. Передвигаться Караваев О.М. может только по квартире, нуждается в уходе. 22.02.2012г. Центральным районным судом г.Тольятти Авдяков А.А. осужден, ему назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы (условно) с лишением права управлять транспортным средством на один год шесть месяцев. Истцы считают, что действиями ответчика им был причинен моральный вред, просят взыскать с ответчика моральный вред в размере по 500000 руб. каждому.

Истец Караваев М.Ф. в судебное заседание не явился, извещен.

Ответчик Авдяков А.А. в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 г. № 10 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Исходя из положений ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что приговором Центрального районного суда г.Тольятти от 22.02.2012г. Авдяков А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на один год шесть месяцев. В соответствии со ст.73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком в восемь месяцев.

Из приговора от 22.02.2012г. следует, что 05.10.2011г. Авдяков А.А., управляя автомобилем ВАЗ-2115 транзитный номер , двигаясь по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес>.

В пути следования, в нарушении п.п.9,10, 10.1 ПДД, двигаясь по левой полосе движения, проявил невнимательность к дорожной обстановке и ее изменениям, не учел дорожные условия, не избрал скорость, обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, своевременно не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, не выбрал безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать наезда, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, в районе <адрес>, допустил наезд на автомобиль ГАЗ-2818 под управлением ФИО7, который стоял впереди в попутном направлении для поворота налево.

В результате данного ДТП пассажиру автомобиля ГАЗ-2818 Караваеву О.М. были причинены телесные повреждения, которые повлекли тяжкий вред здоровью.

При этом, при рассмотрении уголовного дела был удовлетворен гражданский иск Караваева О.М., с Авдякова А.А. в пользу Караваева О.М. взыскано в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Согласно свидетельству о рождении родителями Караваева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Караваев <данные изъяты> и Караваева <данные изъяты>.

Из выписки из поквартирной карточки от 27.04.2012г. следует, что Караваева Л.И., Караваев М.Ф., Караваев О.М. зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Из пояснений представителя истца следует, что родители Караваева О.М. испытывают нравственные страдания из-за травмы сына, осуществляют его лечение и уход за ним.

Согласно выписному эпикризу Караваев О.М. находился на излечении с 05.10.2011г. по 11.11.2011г. в МУЗ г.о.Тольятти Городская больница № 2 им.В.В.Баныкина с диагнозом: <данные изъяты>. Операция 24.10.2011г. МОС правой плечевой кости пластиной. Послеоперационный период гладкий – швы сняты на 11-12е сутки. Выписан на амбулаторное лечение в удовлетворительном состоянии.

Согласно заключению эксперта от 30.12.2011г., по результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного дела по медицинским документам Караваева О.М., повреждения полученные Караваевым О.М. расцениваются как тяжкий вред здоровью. Диагноз «сотрясение головного мозга» не обоснован объективными (неврологическими симптомами) данными в динамике, поэтому не может приниматься во внимание для экспертной оценки степени вреда здоровью.

Согласно выписки из истории болезни 27.11.2011г. Караваев О.М. поступил в отделение травматологии и хирургии кисти МУЗ ГБ №4 г.Тольятти с бытовой травмой (дома упал на правое плечо). Диагноз: 3 перелом правой плечевой кости со смещением отломков. 08.12.2011г. операция правой плечевой кости, удаление МОС, повторное установление МОС пластины. Дата выписки 22.12.2011г.

Из консультативного заключения врача ортопеда-травматолога МУЗ ГБ №2 г.о.Тольятти от 13.02.2012г. следует, что Караваев О.М. ходит с выраженной хромотой на левую ногу. <данные изъяты>.

Согласно справки МСЭ-2011 ДД.ММ.ГГГГ Караваеву О.М. установлена 2 группа инвалидности. Инвалидность установлена на срок до 01.05.2013г. Дата очередного освидетельствования 10.04.2013г.

11.04.2012г. БЮРО МСЭ Караваеву О.М. выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, из которой следует, что способность к самообслуживанию, к передвижению и трудовой деятельности Караваева О.М. определены как 2 степень ограничения. По остальным показателям степень ограничения не установлена.

Таким образом, из материалов дела следует, что Караваев О.М. получил травму в результате ДТП, получил лечение, проходит реабилитацию, что не исключает необходимости проведения дополнительных медицинских мероприятий. Также Караваев О.М. получает необходимые социальные гарантии.

Доводы истцов о том, что Караваев О.М. нуждается в постоянной помощи близких или в патронаже не являются основанием для удовлетворения иска его родителей о возмещении морального вреда. Кроме того, из медицинских документов следует, что Караваев О.М. передвигается самостоятельно, ходит с выраженной хромотой на левую ногу.

На момент получения травмы Караваеву О.М. было 45 лет, иск о компенсации ему морального вреда удовлетворен в рамках уголовного дела.

Суд принимает во внимание, что истцы являются родителями Караваева О.М., в связи с чем, они испытывали нравственные и психические переживания как его мать и отец, и продолжают переживать до настоящего времени в силу своих родительских обязанностей. Доводы истцов о взыскании морального вреда в свою пользу основаны на том, что они испытывали нравственные страдания, связанные с беспокойством за здоровье ребенка суд считает несостоятельными.

В силу ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Таким образом, независимо от наличия или отсутствия травм, родители должны испытывать обоснованные беспокойства по поводу здоровья своего ребенка. Дополнительная компенсация за осуществление прямых родительских обязанностей законом не предусмотрена.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Вместе с тем, истцами не представлено доказательств наличия причинения физических страданий в связи с приведенными ими основаниями иска. Наличие факта родственных отношений само по себе, а также факт совместного проживания, не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.

В обоснование иска истцы также указывают, что весь период болезни они по очереди ухаживали за сыном, уход осуществляется и в период реабилитации, оба родителя принимают успокаивающие средства, отец наблюдается в кардиоотделении, вместе с тем, истцами не представлено доказательств ухудшения состояния здоровья в связи с травмой и лечением Караваева О.М. Доказательств причинно-следственной связи истцами не представлено.

Истцы находятся в преклонном возрасте, поэтому суд предполагает наличие у них каких-либо заболеваний. Вместе с тем, доказательств наличия каких-либо заболеваний у истцов не представлено. При этом у суда нет оснований полагать, что ухудшение состояния здоровья истцов связано исключительно с указанными обстоятельствами.

Как следует из материалов дела родители Караваева О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – Караваева Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Караваев М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются пенсионерами, доказательств того, что в связи с повреждением здоровья сына они были вынуждены отказаться от ведения активной общественной жизни, не представлено.

Таким образом, истцами не представлено доказательств причинения им нравственных и физических страданий, поэтому суд считает требования истцов о компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Караваевой Л.И., Караваева М.Ф. к Авдякову А.А. о возмещении морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2012г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья