обеспчение жильем



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре ФИО3

при участии помощника прокурора <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> <адрес> в интересах ФИО1 к Мэрии <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

<адрес>, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском. Просит обязать Мэрию <данные изъяты> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, на состав семьи один человек.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> исковые требования поддержала, суду пояснила, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Мать ФИО1ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта гражданского состояния на основании заявления матери ребенка.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти -р/4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма на состав семьи один человек на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 18 лет, следовательно опекунство в отношении него прекращено в силу ч. 3 ст. 40 ГК РФ.

До настоящего времени ФИО1 проживает у родственников по адресу: <данные изъяты>, жильем не обеспечен, учится в <данные изъяты>

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Мэрии <данные изъяты> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 на основании распоряжения заместителя мэра <данные изъяты> -р/4 от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В силу норм закона мэрия г<данные изъяты> осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Считает, что при удовлетворении исковых требований будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее ФИО1 Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- детям сиротам и детям, оставшимся без печения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот. Мать ФИО1ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта гражданского состояния на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении ФИО1 и свидетельством о смерти ФИО5 (л.д. 24, 25).

Постановлением администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен опекун ФИО7 (л.д. 26).

Согласно распоряжения заместителя мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» ФИО1 с составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), что подтверждается выпиской из соответствующего распоряжения (л.д. 42).

Из объяснений помощника прокурора явствует, что опекунство в отношении ФИО1 прекращено в силу закона, закрепленного жилья ФИО1 не имеет, проживает в квартире родственников. В настоящее время ФИО1 является студентом третьего курса ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса». До настоящего времени жильем ФИО1 не обеспечен.

Указанные объяснения подтверждаются:

- Выпиской из поквартирной карточки, и актом обследования жилищных условий, из которых следует, что ФИО1 проживает у родственников в квартире по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 50,1 кв.м., всего в данной квартире проживает пять человек(л.д. 11, 22-23);

- Справкой ФБОУ ВПО «Поволжский государственный университете сервиса», из которой следует, что ФИО1 обучается в данном учебном заведении на 3 курсе по очной форме обучения (л.д. 21);

- Заявлением ФИО1 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 8);

- Уведомлением Росреестра по <адрес>, об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав ФИО1 на объекты недвижимого имущества (л.д. 44);

- Сообщением <данные изъяты>», в том, что ФИО1 в реестре собственников не значится (л.д. 43);

- справкой Территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району <адрес>, из которой следует, что ФИО1 на территории указанного района не имеет закрепленного жилья, жилье ему не предоставлялось, в банк данных по обеспечению жильем не включен (л.д. 15);

- справкой ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», из которой следует, что за ФИО1 право собственности на жилые помещения в <адрес> не зарегистрировано.

- свидетельством о рождении ФИО1 (л.д. 12).

Представителем Мэрии <данные изъяты> в судебном заседании не оспаривается тот факт, что ФИО1 состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилья жильем не обеспечен.

Ответчик также не оспаривает право ФИО1 на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ему согласно очередности соответствующей категории граждан и в пределах выделяемых субвенций из областного бюджета.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению ФИО1 должна быть возложена на Мэрию г.о. <данные изъяты>

Тот факт, что ФИО1 обучается на очном отделении, не имеет в данном случае правового значения, поскольку основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах РФ; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания в любых образовательных учреждениях, независимо от факта их дальнейшего прохождения обучения в образовательном учреждении, прекращение опеки (попечительства) и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма ФИО1, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента прекращения опеки (попечительства) и окончания обучения в школе.

При таких обстоятельствах ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию <данные изъяты> обеспечить ФИО1 жилым помещением в <адрес> на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Мэрию <данные изъяты> предоставить ФИО1 жилое помещение в <адрес> вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: