РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес>, в котором просила включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета кожно-венерологического диспансера Народного Медицинского центра <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты> в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; назначить пенсию с момента приобретения права на нее с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, истице было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом комиссия не включила в стаж спорные периоды, поскольку наименование таких организаций не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, документы о наличии структурных подразделений в указанных организациях не представлены.
С решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истица не согласна.
В спорные периоды истица работала в качестве медицинской сестры, в организациях здравоохранения, осуществляющих лечебную деятельность по охране здоровья граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ форма собственности как таковая не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости, лицам работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность (Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, в период до октября 2002 года при определении права истицы на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности следует руководствоваться ранее действовавшим законодательством (Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П), к которому в частности относятся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которых право на досрочную трудовую пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали, по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определены условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, такая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Спорные периоды не могут быть включены в стаж истицы, поскольку организации, в которых истица работала не предусмотрены, указанными Списками, являются коммерческими организациями и соответственно не относятся к государственным или муниципальным учреждениям здравоохранения. Без учета спорных периодов, на момент обращения, у истицы отсутствовал стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, который составлял 11 лет 05 месяцев 17 дней.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. К таким нормативным правовым актам относятся Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета кожно-венерологического диспансера Народного Медицинского центра <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты> что подтверждается ее трудовой книжкой, справками, уточняющими льготный характер работы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, истице было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом комиссия не включила в стаж спорные периоды, поскольку наименование таких организаций не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также в связи с тем, что указанные организации не являются государственными или муниципальными учреждениями, являются коммерческими организациями и е относятся к организациям здравоохранения.Данные выводы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и позицию представителя ответчика в судебном заседании, суд находит необоснованной.
Прежняя редакция Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» действительно связывала право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не только с указанными условиями (занятие 30 лет лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в должности и в учреждении, предусмотренных Правительством РФ в специальных Списках таких должностей и учреждений), но и с тем, чтобы эти учреждения были либо государственными, либо муниципальными ( пп. 11 п.1 ст. 28 Закона).
Однако, Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П положения пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, признано противоречащим Конституции РФ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» пп.11 п.1 ст. 28 Закона признан утратившим силу, а в п. 1 ст. 27 данного закона введен пп. 20, согласно которому лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, назначается досрочная трудовая пенсия, независимо от их возраста.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на назначение пенсии, вне зависимости от формы собственности этих учреждений.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующим вопросы деятельности, связанной с охраной здоровья граждан, медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Ранее действовавшим законодательством, а именно ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
Из представленных суду документов явствует, что Народный Медицинский центр (ТММУ «Медицинский центр»), <данные изъяты> в <данные изъяты> «<данные изъяты>» являются медицинскими организациями, осуществляющими деятельность, связанную с охраной здоровья граждан, что подтверждается уставами данных учреждений, лицензиями на осуществление медицинской деятельности.
Так из представленной архивной справки явствует, что Народный Медицинский центр (ТММУ «Медицинский центр») до переименования с 1963 года являлось Ставропольской городской больницей №, с <данные изъяты> № им. ФИО8 <адрес>, с 1979 года МСЧ № «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ МСЧ № им. ФИО8 и п/о «Синтезкаучук», с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в настоящее время данное учреждение носит наименование МУЗ «Городская клиническая больница №». Данное учреждение имеет в своем составе стационар, поликлиники, диагностический центр, женскую консультацию.
Из устава <данные изъяты>» явствует, что данная организация создана в целях оказания медицинских услуг населению. Данная организация имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности на осуществление медицинской деятельности по сестринскому делу, при амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по неврологии, психиатрии-наркологии, рефлексотерапии.
Из устава <данные изъяты>» видно, что предметом деятельности данной организации является оказание медицинской помощи гражданам. Данная организация в рассматриваемый период имела лицензии на осуществление медицинской деятельности: амбулаторный прием и лечение урологических больных, пальпаторное исследование предстательной железы, массаж предстательной железы, диагностическое и лечебное бужирование урерты, диагностическая и лечебная уретроскопия и пр. (кабинет уролога); лазеротерапия, магнитотерапия, магнитофорез, КВЧ-терапия, лечения локальным отрицательным давлением (физиотерапевтический кабинет); внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции лекарственных средств, инфузионная терапия (процедурный кабинет); доврачебная помощь: лабораторная диагностика, общая практика, сестринское дело, физиотерапия; амбулаторно-поликлиническая помощь в том числе в условиях дневного стационара: акушерство и гинекология, дерматовенерология, клиническая диагностика, общая врачебная практика, терапия, эндокринология, урология.
В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения включены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Данным же Списком предусмотрена должность медицинской сестры.
Кроме того, в период работы истицы до утверждения Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, действовали Списки, утвержденные Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Указанные Списки также должны применяться при определении прав истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в силу Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Факт выполнения работы по должности медицинской сестры в вышеназванных организациях в течение полного рабочего времени подтверждается справками, уточняющими льготный характер работы, выданной указанными организациями и оформленными в соответствии с действующим законодательством.
Оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж спорные периоды, поскольку в течение данных периодом истица работала в должности, предусмотренной Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с охраной здоровья населения.
С учетом данных периодов работы, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у истицы имелся необходимый стаж (30 лет) для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с чем, отказ в назначении истицы пенсии является неправомерным.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым заявленные истицей требования о включении спорных периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении пенсии с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 удовлетворить.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ФИО3 периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры физиотерапевтического кабинета кожно-венерологического диспансера Народного Медицинского центра ТММУ «Медицинский центр», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в ООО «Тольяттинский реабилитационный центр «ШАГ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физкабинета <данные изъяты>
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий :