по иску Прокурора Комсом. р-на г. Тольятти в инт. н/л, Недозор к Минздраву Самарской области, Мэрии г.о. Тольятти о выделении и выплате денежных средств



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой Ж.В.

при секретаре              Дураевой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района г.Тольятти в интересах несовершеннолетней ФИО9 Недозор ФИО10 к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Мэрии г.о. Тольятти о выделении и выплате денежных средств на период установления предварительной опеки,

у с т а н о в и л:

Прокурор Комсомольского района г. Тольятти обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней ФИО2, Недозор ФИО11. в котором просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, мэрию г.о. Тольятти выделить и выплатить денежные средства на период установления предварительной опеки.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти ФИО7, исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, в ходе проверки проведенной прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти исполнения законодательства об устройстве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было установлено, что родители несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: мать - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 09.02.2011 года над несовершеннолетней ФИО2 была установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена Недозор Елена Николаевна. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления опекуна ФИО1 срок предварительной опеки продлен на два месяца. Распоряжением заместителя мэра от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней установлена опека. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ опекуну ФИО1 назначены ежемесячные выплаты не содержание несовершеннолетней ФИО2 В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя. В связи, с чем считает, что с момента установления предварительной опеки ребенок имеет право на достойное существование и получение выплат за период предварительной опеки. Просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения денежные средства на период установления предварительной опеки с 09.02.2011 года по 06.04.2011 года в размере 10922,60 руб., обязать мэрию г.о. Тольятти выплатить несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения денежные средства на период установления предварительной опеки с 09.02.2011 года по 06.04.2011 года в размере 10922,60 руб.

Истец Недозор ФИО13 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен. Письменно просил рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против удовлетворения иска в части выделения денежных средств ФИО2 на период установления предварительной опеки, а именно с 09.02.2011г. по 28.02.2011 г. в размере 4 147,80 руб. (5807 руб./28 календарных дней * 20 дн. (период предварительной опеки)), с 01.03.2011 г. по 29.03.2011 г. в размере 5 432,28 руб. (5807 руб./31 календарных дней * 29 дн. (период предварительной опеки)).

В судебном заседании представители ответчика мэрии г.о. Тольятти ФИО8, действующая по доверенности, с иском не согласилась, суду пояснила, что временно назначенные опекун и попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна и попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного. В Самарской области выделение денежных средств и начисление ежемесячных выплат опекунам (попечителям) на содержание ребенка происходит в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 года № 48 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в том числе находящихся в приемных семьях и устроенных на патронатное воспитание». Однако, ни законом Самарской области от 07.07.2005г. № 152 «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни вышеуказанным постановлением Правительства Самарской области механизм назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей, при назначении временной опеки не определен. Таким образом, оснований для выделения Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области денежных средств на ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях предварительных опекунов (попечителей), и начисление данных выплат мэрией г.о. Тольятти предварительным опекунам, не имеется. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п.1, 4 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Согласно п.5 ст.12 вышеназванного закона, в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

Пунктами 1, 2, 3 ст. 31 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом

Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Согласно ст.3 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях.

Полномочия органов местного самоуправления на территории Самарской области в сфере социальной поддержки определенны в ст.2 Закона Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения». Органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, за исключением назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), выплата ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) граждан и в приемных семьях, вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее - социальные выплаты), за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью", приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области" и "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области", ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию, осуществление выборочной проверки правильности представленных заявителем документов о доходах семьи, иных документов, дающих основание для назначения социальных выплат.

Из пояснений сторон и материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о рождении. В графе «Мать» записана – ФИО4, в графе «отец» - ФИО3.

Из копии свидетельства о смерти видно, что мать ребенка – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из копии свидетельства о смерти видно, что отец ребенка – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 09.02.2011 года видно, что над несовершеннолетней ФИО2 была установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена Недозор ФИО14.

Копией распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 01.03.2011 года подтверждается тот факт, что на основании заявления опекуна Недозор ФИО15 срок предварительной опеки продлен на два месяца.

Из копии распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 30.03.2011 года видно, что над несовершеннолетней ФИО2 установлена опека, опекуном назначена Недозор ФИО16

Из копии распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 06.04.2011 года -р/3 усматривается, что опекуну Недозор ФИО17 назначены ежемесячные выплаты на содержание несовершеннолетней ФИО2, с даты вынесения настоящего распоряжения.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что Федеральный закон РФ имеет наивысшую юридическую силу по отношению к Законам субъектов РФ, а Постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. № 48 об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) не предусматривает денежного содержания в случае установления предварительной опеки, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. В связи, с чем суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти и министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выплатить несовершеннолетней Самсоновой Т.В. денежные средства на период установления предварительной опеки с 09.02.2011 года по 06.04.2011 года.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2010 г. № 615 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 г. № 511 «Об индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в 2011-2013 годах», размер ежемесячной выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) в 2011 г. составлял 5 807 руб. в месяц.

Согласно представленного истцом расчета, размер денежных средств на период предварительной опеки с 09.02.2011 года по 06.04.2011 года составляет 10922,60 руб. (20 дней февраля 2011 г. – 4147,80 руб., март 2011 г. – 5807 руб., 5 дней апреля 2011 г. – 967,80 руб.). Данный расчет суд считает правильным, поскольку, предварительная опека установлена 09.02.2011 г., несмотря на то, что опекун несовершеннолетней ФИО2 назначен на основании распоряжения от 30.03.2011г., ежемесячные выплаты опекуну Недозор ФИО18 на содержание несовершеннолетней назначены распоряжением от 06.04.2011 года с даты вынесения настоящего распоряжения. Представителем ответчика Мэрии указанный расчет не оспаривался.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 31 ГК РФ, ст. 12, 31 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», ст.ст. 2, 45 Конституции РФ, ст. 45,192-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию г.о. Тольятти и Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выплатить малолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства на период предварительной опеки с 09.02.2011 года по 06.04.2011 года в размере 10922 (десять тысяч девятьсот двадцать два) руб. 60 коп.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца.

Председательствующий