РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2012 года Центральный районный суд г.Тольятти, в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Богдашкиной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3621/2012 по иску Пуциловской Н.Н. к Мэрии г.о.Тольятти о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и о выдаче государственного жилищного сертификата,
установил:
Пуциловская Н.Н. обратилась в суд с указанным иском.
В судебном заседании представители истца ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, исковые требования уточнили и пояснили, что истец является вынужденной переселенкой, статус продлен до ДД.ММ.ГГГГ На территории г.Тольятти истица временно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, срок регистрации истекает 05.03.2014г. 15.07.2002г. дочь истицы, ФИО6 обратилась с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2+1 человек. Распоряжением от 22.07.2002г. №/р ФИО6, вынужденная переселенка, принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с составом семьи 3 человека, на общих основаниях. 14.06.2006г. истица направила заявление с просьбой включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как вынужденного переселенца, в соответствии с ФЗ № 202 от 20.12.1995г. «О вынужденных переселенцах», поскольку истец не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ. Истцом ежегодно направлялись в мэрию г.о.Тольятти заявления с просьбой включить ее составом семьи 1 человек в список-заявку получателей жилищных сертификатов на соответствующий год. Последнее заявление было подано 29.03.2012г.
15.05.2012г. ФИО6 обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о снятии ее составом семьи 1 человек с учета нуждающихся. Одновременно с указанным заявлением истица обратилась в мэрию г.о.Тольятти с просьбой оставить ее в очереди нуждающихся с момента постановки на учет составом семьи 1 человек, приложив необходимые документы. Согласно выписки из распоряжения от 15.06.2012г. №-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» ФИО6 с составом семьи 3 человека снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, в связи с личным заявлением ФИО6 и отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в г.Тольятти у Пуциловской Н.Н. Также отказано в изменении состава семьи Пуциловской Н.Н. с трех человек на одного, в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства по г.о.Тольятти.
Просят обязать ответчика восстановить Пуциловскую Н.Н. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет – 15.07.2002г., обязать восстановить в очереди получателей государственных жилищных сертификатов с момента включения в список участников Программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в качестве вынужденного переселенца с 15.07.2002г.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что истица лично с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек, в органы местного самоуправления г.о.Тольятти не обращалась, состояла на данном учете в составе семьи своей дочери, ФИО6 ФИО6 является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 44,1 кв.м., по адресу: <адрес>, в связи с чем статус вынужденного переселенца утратила. По личному заявлению ФИО6 от 15.05.2012г., с составом семьи 3 человека, была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства. Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Пуциловская Н.Н. в органы местного самоуправления лично не подавала, следовательно, права на получение государственного жилищного сертификата у нее не возникло. Кроме того, выдача государственного жилищного сертификата производится на основании распоряжения органа местного самоуправления о принятии данного участника подпрограммы на учет нуждающихся. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель 3-го лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, отнеся решение на усмотрение суда и указав, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом. Органы местного самоуправления осуществляют учет вынужденных переселенцев нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцу отказано в изменении состава семьи на один человек в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства, однако законодательством не предусмотрена постоянная регистрация граждан-заявителей для постановки их на учет. Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы «Жилище» имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Пуциловской Н.Н. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» в соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.
На основании п.37 указанного Положения, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев, в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.38 указанного Положения, для принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и предъявляет необходимый пакет документов, в том числе удостоверение вынужденного переселенца. Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной миграционной политики РФ с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Согласно п. 39 Положения решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
На основании п.42 указанного Положения, предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет нуждающихся.
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом установлено, что Пуциловская Н.Н. является вынужденным переселенцем, статус продлен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим удостоверением и не оспаривается ответчиком.
Из выписки из поквартирной карточки от 25.05.2012г. следует, что истица зарегистрирована по месту пребывания, по адресу: <адрес>, срок регистрации истекает 05.03.2014г.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Самарской области от 22.05.2012г. сведения в ЕГРП на недвижимое имущество Пуциловской Н.Н. отсутствуют.
Из материалов дела следует, что дочь истицы, ФИО6 обратилась с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2+1 человек (ФИО6, ФИО8 – дочь, Пуциловская Н.Н. – мать).
Распоряжением администрации Автозаводского района г.Тольятти от 22.07.2002г. №/р ФИО6, с составом семьи 3 человека (дочь – ФИО8, мать Пуциловская Н.Н.) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденная переселенка, с 15.07.2002г., на общих основаниях.
Согласно заявлению от 15.05.2012г. ФИО6 обратилась в мэрию г.о.Тольятти с просьбой исключить ее из списков очередности составом семьи один человек.
14.06.2006г. Пуциловская Н.Н. направила заявление с просьбой включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как вынужденного переселенца, в соответствии с ФЗ № 202 от 20.12.1995г. «О вынужденных переселенцах», поскольку истец не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ.
Из пояснений представителей истца следует, что истцом ежегодно направлялись в мэрию г.о.Тольятти заявления с просьбой включить ее составом семьи 1 человек в список-заявку получателей жилищных сертификатов на соответствующий год. Последнее заявление было подано 29.03.2012г.
Из пояснений представителей истца видно, что дочь истца ФИО6 приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и 15 мая 2012 года обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек. Одновременно, истец обратилась в мэрию с заявлением, в котором просила оставить ее в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи один человек.
Согласно выписки из распоряжения от 15.06.2012г. №-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов», в соответствии с пунктами 1, 2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, Законом Самарской области от 05.07.2005г. №-ГД «О жилище», ФИО6 с составом семьи 3 человека (мать Пуциловская Н.Н., дочь – ФИО8) снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, в связи с личным заявлением ФИО6 и отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в г.Тольятти у Пуциловской Н.Н.
Пунктом 3 вышеуказанного распоряжения, отказано в изменении состава семьи Пуциловской Н.Н. с трех человек (ФИО6, ФИО8) на одного, в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства по г.о.Тольятти.
Вместе с тем, согласно заявления от 15.05.2012г. Пуциловская Н.Н. обратилась в мэрию г.о.Тольятти с просьбой оставить ее в очереди нуждающихся с момента постановки на учет составом семьи 1 человек, приложила необходимые документы.
Представители истца считают, что истец неправомерно исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель мэрии ссылается на п. 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, согласно которому для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо личное обращение вынужденных переселенцев с соответствующим заявлением, тогда как истец лично с таким заявлением в орган местного самоуправления не обращалась.
Указанные доводы представителя мэрии суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Как установлено судом выше, истец стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденный переселенец в составе семьи своей дочери ФИО6.
Из материалов дела видно, что квартиру, расположенную по адресу: <адрес> приобрела дочь истца ФИО6, которая в связи с приобретением данной квартиры утратила статус вынужденного переселенца.
В связи с утратой статуса вынужденного переселенца дочь истца ФИО6 обратилась в орган местного самоуправления с заявлением об исключении ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи один человек, однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/4 ФИО6 была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека.
Доводы представителя мэрии о том, что истец лично не обращалась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не может принять во внимание, так как одновременно с заявлением ФИО6 о снятии ее с учета нуждающихся, истец обратилась в орган местного самоуправления с заявлением, в котором просила оставить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденного переселенца.
Суд не может принять во внимание доводы представителя мэрии о том, что истец была исключена из списков нуждающихся как член семьи своей дочери ФИО6, так как была поставлена на учет также как член ее семьи.
Из материалов дела и пояснений представителя истца видно, что дочь истца ФИО6 является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживает вместе со своей семьей (мужем и сыном).
Истец же временно зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой является ФИО6, т.е. истец проживает вместе с семьей своей дочери, однако совместного хозяйства с ними не ведет.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством членами одной семьи являются совместно проживающие супруги, дети и родители, следовательно, истец может являться членом семьи своей матери, однако, как установлено выше, она одной семьей с дочерью не проживает и совместного хозяйства не ведет.
При этом, даже в случае признания истца членом семьи ФИО6 обеспеченность данной семьи жилой площадью будет ниже нормы, поскольку в двухкомнатной квартире общей площадью 44,1 кв.м. постоянно зарегистрировано 4 человека, что также дает право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, тот факт, что дочь истца утратила статус вынужденного переселенца не свидетельствует о том, что данный статус утратила и истец.
Наличие у истца статуса вынужденного переселенца подтверждено удостоверением, согласно которому данный статус истцу продлен до ДД.ММ.ГГГГ, что также не оспаривается ответчиком.
При этом, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15 июня 2012 года №-р/4 истец не снята с учета нуждающихся в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма, а ей отказано в изменении состава семьи на один человек по причине отсутствия у истца постоянной регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, из отзыва Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области следует, что действующим законодательством не предусмотрена постоянная регистрация граждан-заявителей для постановки их на учет. Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы «Жилище» имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами.
Таким образом, истец имеет статус, вынужденного переселенца, что в силу ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации дает ей право быть принятой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 15 июня 2012 года неправомерно снята с данного учета в составе семьи своей дочери.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15 июля 2002 года.
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Поскольку истец имеет статус вынужденного переселенца и с 2002 года состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно она имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Из материалов дела видно, что 14 июня 2006 года истец обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Согласно сообщению Управления по жилищным вопросам мэрии г.о. Тольятти Пуциловская Н.Н. была включена с 15 июля 2002 года в список-заявку получателей жилищных сертификатов на 2012 год, где ее очередь значилась по<адрес>.
Суду также представлен Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по г.о. Тольятти, который был направлен в Министерство экономического развития и торговли Самарской области 28 июля 2011 года и в котором истец значится по<адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о восстановлении ее в очереди получателей государственных жилищных сертификатов, включенных в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с 15 июля 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Пуциловской Н.Н. удовлетворить.
Обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить Пуциловскую <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет – 15.07.2002г.
Обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить Пуциловскую <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, в очереди получателей государственных жилищных сертификатов с момента включения в список участников Программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в качестве вынужденного переселенца с 15.07.2002г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2012г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья