о внеочередном предоставлении жилья



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 октября 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:

председательствующего Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Хохлова М.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

В судебном заседании представитель истца Сысоева Л.П., действующая по доверенности, исковые требования уточнила, суду пояснила, что Хохлов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей: мать <данные изъяты>. Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от 06 мая 1998 года над несовершеннолетним Хохловым М.А. была установлена опека, опекуном назначена Бочарова Н.А., а также за несовершеннолетним Хохловым М.А. сохранено право на жилую площадь, расположенную по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из одной комнаты площадью 16,4 кв.м., и на данной жилой площади зарегистрировано 3 человека, т.е. на истца приходится 5,4 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы и, соответственно, является основанием для признания нуждающимся в жилом помещении. Решением заместителя мэра г.о. Тольятти Хохлов М.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец жильем не обеспечен. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 28 февраля 2012 года. Вместе с тем, при установлении опеки за истцом было сохранено жилое помещение, в котором истец зарегистрирован до настоящего времени. Считает, что поскольку истец имеет закрепленное жилое помещение, то у него отсутствует право на внеочередное получение жилья. Просит в иске отказать.

Третье лицо Бочарова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель третьего лица отдела реализации опеки и попечительства на территории Центрального района управления опеки и попечительства департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Судом установлено, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Также судом установлено, что постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от 06 мая 1998 года над несовершеннолетним Хохловым М.А. была установлена опека, опекуном назначена Бочарова Н.А., а также за несовершеннолетним Хохловым М.А. сохранено право на жилую площадь, расположенную по адресу: <адрес>.

Из материалов дела видно, что решением заместителя мэра г.о. Тольятти № 2138-р/4 от 28 февраля 2012 года Хохлов М.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи один человек.

Ответчик не оспаривает, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и до настоящего времени жильем не обеспечен, однако полагает, что у истца отсутствует право на получение жилья во внеочередном порядке, поскольку истец имеет закрепленную жилплощадь.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Таким образом, законодательством предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья не ниже установленной нормы предоставления.

Доводы представителя мэрии о том, что заявитель имеет закрепленную жилую площадь, суд считает необоснованными, поскольку ч. 7 ст. 57 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке детям-сиротам при наличии у гражданина в собственности жилого помещения, при этом площадь жилого помещения, находящегося в собственности у гражданина, учитывается при определении общей площади помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Вместе с тем, как установлено судом выше, за истцом сохранено право на жилую площадь, расположенную по адресу: <адрес>

Из материалов дела видно, что данная квартира является муниципальной собственностью, что не оспаривается ответчиком, т.е. истец не является собственником указанного жилого помещения.

Кроме того, из материалов дела видно и ответчиком не оспаривается, что указанное жилое помещение состоит из одной комнаты площадью 16,4 кв.м., и на данной жилой площади зарегистрировано 3 человека, т.е. на истца приходится 5,4 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы.

Таким образом, суд считает установленным, что истец в собственности жилья не имеет, жильем по норме не обеспечен, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, то в силу ст. 57 ЖК РФ он имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

В силу ст. 57 ЖК РФ возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания в приемной семье, следовательно, право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возникло с момента совершеннолетия и прекращения опекунства.

    Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.

Таким образом, мэрия г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

В соответствии с Уставом городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Хохлову <данные изъяты> жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца.

Председательствующий: