Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Агаповой О.В. к мэрии городского округа Тольятти о внеочередном предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о внеочередном предоставлении жилья.
В судебном заседании представитель истца Стенин Н.В., действующий по доверенности, исковые требования уточнил, пояснив, что семья истца состоит из четырех человек (истец, ее супруг и двое несовершеннолетних детей). Сын истца <данные изъяты> является инвалидом детства, страдает хроническим <данные изъяты> заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, что является основанием для получения жилья во внеочередном порядке. Истец с семьей зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 35,0 кв.м., принадлежащей супругу истца на праве собственности. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 03 июля 2012 года истец с составом 4 человека принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем, указанным распоряжением истцу отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий, на том основании, что в квартире проживают члены одной семьи. Считает данный отказ незаконным, поскольку семья истца имеет право на получение жилья вне очереди на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Просит обязать ответчика предоставить семье истца во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи 4 человека по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся в собственности жилой площади, а также взыскать с мэрии расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты> руб., по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. и оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб..
Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истец принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с необеспеченностью жильем по норме. Вместе с тем, считает, что оснований для постановки истца на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ не имеется, поскольку согласно положений п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ для постановки на учет по указанному основанию необходимо наличие нескольких условий: чтобы в квартире проживало несколько семей, в составе одной из них имелся больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживание с этим больным в одной квартире невозможно, у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма. Согласно выписке из поквартирной карточки в квартире по адресу: <адрес> зарегистрирована и проживает одна семья, в связи с чем, оснований для постановки на учет нуждающихся по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ у истца недостаточно. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что истец имеет сына <данные изъяты>, который является инвалидом детства, страдает хронической формой заболевания, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Из материалов дела видно, что истец с семьей зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой является супруг истца.
Также судом установлено, что истец с составом семьи 4 человека с 19 июня 2012 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с необеспеченностью жильем по норме и поставлена в очередь на получение жилья, что подтверждается выпиской из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти.
Представитель ответчика не оспаривает, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, и имеет ребенка инвалида, страдающего <данные изъяты> заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, однако считает, что оснований для постановки на учет нуждающихся по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ у истца недостаточно, поскольку отсутствует одно из условий, предусмотренных п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и необходимых для постановки на учет по указанному основанию, а именно, необходимо, чтобы в квартире проживало несколько семей, тогда как в квартире, где зарегистрирована истец, проживает одна семья.
Указанные доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает четыре основания для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в случае отсутствия жилого помещения, обеспеченности жилым помещением меньше установленных норм, непригодности жилого помещения для проживания и четвертое основание – признание нуждающимися независимо от наличия трех предыдущих оснований, но при условии, при котором в жилом помещении (которое может и превышать установленные учетные нормы) проживает несколько семей, и в одной из этих семей имеется инвалид.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, и согласно п. 3 к ним относятся не граждане, указанные в п. 4 ст. 51 ЖК РФ, а граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Таким образом, для получения жилья во внеочередном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ достаточно наличия любого из оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ для признания нуждающимся улучшении жилищных условий и наличия тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, независимо от наличия других условий указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
При этом, для предоставления жилья во внеочередном порядке не требуется и дополнительной постановки на учет для граждан уже признанных нуждающимися и поставленных на учет.
Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 03 июля 2012 года истец принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 4 человека на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Представителем ответчика не оспаривается, что семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение жилья, и является семьей, имеющей ребенка инвалида - сын истца является инвалидом детства, страдает хроническим <данные изъяты> заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, т.е. страдает заболеванием, указанным в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Таким образом, право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Наличие других внеочередников, также не имеет правового значения, поскольку право истца не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц, кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Учитывая, что супруг истца является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством, она вправе претендовать на получение жилья с учетом имеющейся жилой площади.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения в г. Тольятти устанавливается в соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и Постановлением мэра г. Тольятти «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда …».
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца вне очереди жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи 4 человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности супруга истца жилого помещения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просит взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб..
С учетом требования разумности суд считает возможным взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб..
Вместе с тем, суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика госпошлины, поскольку согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины и действующим гражданско-процессуальным и налоговым законодательством не предусмотрено взыскание госпошлины с ответчика, освобожденного от ее уплаты.
Расходы по оформлению доверенности также компенсации не подлежат, поскольку имеющаяся в материалах дела доверенность выдана не на представление интересов по данному конкретному делу, а наделяет представителя полномочиями на представление интересов истца по любым делам в любых органах в течение двух лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Агаповой <данные изъяты> жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности ФИО7 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца.
Председательствующий: