Р Е Ш Е Н И Е
гор. Тольятти 24 октября 2012 года
Судья Центрального районного суда гор. Тольятти Онучина И.Г., с участием:
представителя ООО «Алхим» в лице директора Худотеплова Н.А.,
инспектора по пожарному надзору г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Чернова В.А.,
при секретаре Объедковой А.А.,
рассмотрев жалобу ООО «Алхим» в лице директора Худотеплова Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 113 Самарской области от 18 сентября 2012 года, вынесенное в отношении ООО «Алхим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 113 Самарской области от 18 сентября 2012 года ООО «Алхим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Директор ООО «Алхим» Худотеплов Н.А. обратился в Центральный районный суд гор. Тольятти с жалобой, в которой просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 113 Самарской области от 18 сентября 2012 года, вынесенное в отношении ООО «Алхим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обосновании доводов жалобы указал, что 09 августа 2012 года инспектором по пожарному надзору г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Черновым В.А. в ООО «Алхим» проведена внеплановая проверка на предмет полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. В результате проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением мирового судьи ООО «Алхим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей. Однако, в ходе судебного рассмотрения дела мировым судьей судебного участка №113 Самарской области выявлено лишь одно крайне незначительное нарушение. Так, по п.1 акта проверки выяснилось, что в ООО «Алхим» просрочен период переаттестации руководителя организации (прежний срок обучения по правилам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций истек в марте 2012 года), в то время как в организации председатель комиссии имеет соответствующее обучение. Организация и порядок осуществления деятельности в области ГО и ЧС и противопожарного состояния в остальном соответствует установленным нормам. Кроме того, мировым судом не учтено, что 10 августа 2012 года ООО «Алхим» заключило договор и произвело оплату за обучение руководителя организации в октябре 2012 года (ближайший возможный срок обучения). Кроме того, учитывая, что в данном случае отсутствует вред и негативные последствия, представляющие существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, следовательно, указанное административное правонарушение может быть признано малозначительным. Просит, постановление мирового судьи судебного участка №113 Самарской области от 18.09.2012 года о назначении административного наказания ООО «Алхим» признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить, освободить виновное лицо от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании представитель ООО «Алхим» - директор Худотеплов Н.А., доводы жалобы поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Инспектор по пожарному надзору г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Чернов В.А. в судебном заседании с жалобой не согласился, считая её необоснованной. Суду пояснил, что действительно, в августе 2012 года была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Алхим», где на момент проверки были выявлены три нарушения, отраженные в соответствующем акте от 10.08.2012 года, о чем он пояснял в мировом суде, однако позже два правонарушения ООО «Алхим» были устранены и мировым судьей ООО «Алхим» законно привлечено к административной ответственности по ст.20.6 ч.1 КоАП РФ, за невыполнение обязанностей по обучению в учебно-методическом центре субъекта РФ руководителем и должностным лицом, осуществляющим обязанности председателя комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выслушав мнения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет административное наказание.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 10 августа 2012 г. по адресу: <адрес>, при проведении внеплановой проверки инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский – государственным инспектором г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский по пожарному надзору Черновым В.А. установлено, что ООО «Алхим» не выполнены установленные требования в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а именно: руководителем организации и председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не пройдено обучение в учебно-методическом центре субъекта РФ, о чем был составлен соответствующий акт проверки и протокол об административном правонарушении от 10.08.2012 года
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "в" статьи 14 названного закона - организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят в том числе: руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (п.п. «г»); председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям) (п.п. «е»).
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 названного Постановления, повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, помимо остальных, руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (п.п. «б»).
Следовательно, в действиях ООО «Алхим» содержится состав административного правонарушения и совершенное ООО «Алхим» деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № (л.д. 5-6), актом проверки № (л.д. 10-13), которым была дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по данному делу об административном правонарушении на основании всестороннего и полного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения ООО «Алхим» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе событие данного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО «Алхим» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Алхим» в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные в жалобе доводы о том, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции был заключен договор от 10.08.2012 года и произведена оплата за обучение руководителя ООО «Алхим», суд не может признать убедительными, поскольку, на момент проведения внеплановой проверки инспектором по пожарному надзору г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Черновым В.А., указанные нарушения имели место.
Доводы жалобы о том, что поскольку характер данного правонарушения, отсутствие вреда и негативных последствий не представляют существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений, следовательно, такое правонарушение может быть признано судом малозначительным, судом второй инстанции не могут быть признанными убедительными по следующим основаниям.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дал определение малозначительного правонарушения. Согласно п. 21 данного документа "малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений".
Определение понятия малозначительности сформулировал и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ). В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 судам рекомендуется характеризовать деяние как малозначительное при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1).
Из данного определения чрезвычайной ситуации следует, что чрезвычайная ситуация возникает как в результате какого-то опасного природного явления (ураган, наводнение и др.), так и техногенного характера, связанного с производственной деятельностью.
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется: в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (статья 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (статья 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая, что одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, следовательно, указанное правонарушение не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка N 113 Самарской области от 18 сентября 2012 года, вынесенное в отношении ООО «Алхим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества Худотеплова Н.А. - без удовлетворения.
Судья: