Решение город Тольятти 14 октября 2011 года Судья Центрального районного суда города Тольятти Самарской области Ульянова З.И., при секретаре Ермолаевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мэрии городского округа Тольятти на постановление по делу об административном правонарушении, У с т а н о в и л: 23 сентября 2011 года постановлением начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти, юридическое лицо, Мэрия городского округа Тольятти, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей. Юридическое лицо, Мэрия городского округа Тольятти, не согласно с постановлением начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти, в связи с чем обратилось в суд с жалобой об отмене постановления и прекращения в отношении нее производства по делу в связи с отсутствием, как события, так и состава административного правонарушения в действиях юридического лица. В своей жалобе представитель заявителя находит указанное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям: В соответствии с п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, копия которого им вручается под расписку; Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП, РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола; В соответствии со ст. 32, 33 Устава городского округа Тольятти, мэр возглавляет мэрию городского округа Тольятти и представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа; В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ); Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя; Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола; Таким образом, доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.; В данном случае мэр городского округа Тольятти не был извещен надлежащим образом и никому не выдавал доверенности на представление интересов мэрии городского округа Тольятти по данному административному делу; Таким образом, мэрия городского округа Тольятти привлечена к административной ответственности незаконно, так как не была извещена о времени и месте рассмотрения протокола и участие в его составлении представителя без надлежаще оформленной доверенности не является надлежащим доказательством уведомления самого юридического лица; Кроме этого, мэрии городского округа Тольятти вменяется «Нарушение п. 13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных и юридических лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ, т.к. наличие продолжительное время на проезжей части улицы Карбышева значительного скопления дождевых вод свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти, а также отсутствие контроля за их деятельностью со стороны мэрии городского округа Тольятти»; В соответствии с указанным пунктом должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; Статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти; Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог; В соответствии с п.5.2. муниципального контракта № 1519-дг/4.2-2 на оказание услуг по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства Центрального района для нужд городского округа Тольятти, заключенного между Мэрией городского округа Тольятти и ЗАО «<данные изъяты>» лицом ответственным за состояние автомобильных дорог и осуществление содержания автомобильных дорог, а также объектов дорожного хозяйства является ЗАО «<данные изъяты>». Кроме того, допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автодорог в настоящее время устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"; Согласно этому документу покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин и любых других повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; При этом законодатели четко определили, что конкретно имеет значение для безопасности движения при эксплуатации дорог, такого требования как очищение от скопившейся воды, указанный ГОСТ не содержит, доказательств того, что ливневая канализация содержится ненадлежащим образом, не имеется; Таким образом, действующее законодательство, в том числе Правила дорожного движения; Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; не связывает надлежащее осуществление дорожной деятельности, обеспечение безопасности дорожного движения, содержание и ремонт автомобильных дорог с наличием или отсутствием скопления дождевых вод на автомобильных дорогах; Согласно справки заместителя директора Филиала Тольяттинской СГМО Н.И. Карпасовой от 14.09.2011г. №899 в период с 01. по 13 сентября 2011 г. в г. Тольятти выпало 121.4 мм осадков, что № 627от 13.09.2011 г. Поэтому невозможно сделать вывод о несоблюдение мэрией городского округа Тольятти требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог (ст. 12.34 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"); Кроме того, Мэрия городского округа Тольятти осуществляла постоянный контроль за состоянием автомобильных дорог и за исполнением обязательств по муниципальному контракту ЗАО «<данные изъяты>» - лицом ответственным за состояние автомобильных дорог и осуществление содержания автомобильных дорог. Об этом свидетельствуют: протокол совещания по вопросу объезда мэра г.о. Тольятти от 06.09.2011 г., телефонограмма № б/н от 07.09.11 г., письмо исх. №430 от 07.09.2011 г., телефонограмма № 615 от 08.09.11 г., протокол совещания о взаимодействии подрядных организаций осуществляющих комплексное содержание дорог городского округа Тольятти с ТТУ в период обильных осадков от 08.09.2011 г., телефонограмма № 616 от 08.09.2011 г.; Согласно п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 требования жалобы Мэрии городского округа Тольятти поддержала, просив прекратить производство по административному делу по указанным в жалобе основаниям. Представитель отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти ФИО5 находит постановление начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти Мартынцева А.С. от 23 сентября 2011 года, которым Мэрия городского округа Тольятти, как юридическое лицо, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, законным и обоснованным. 15 сентября 2011 года, в связи с жалобами водителей транспортных средств, которые перетерпели повреждения автомобилей на участке дороги по улице Карбышева( от улицы Комсомольской до улицы Мира), была проведена проверка, в ходе которой было выявлено на проезжей части указанной улицы большого количества скопления дождевых вод, затрудняющих движение транспортных средств и создающих угрозу безопасности движения, о чем был составлен акт о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, при этом было установлено, что ливневый сток был заилен. Протокол за совершение административного правонарушения составлен по месту нахождения юридического лица, в соответствии с требованиями норм административного законодательства и именно на то лицо, то есть на заместителя мэра по городскому хозяйству, ФИО7, осуществляющего административно- функциональное руководство деятельностью Департамента дорожного хозяйства и связи. Заместитель мэра, в присутствии понятых, от подписи в протоколе отказался, давать объяснение и получать копию протокола также отказался. Согласно п.3 ГОСТа Р 50597 -93» Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения», наличие на проезжей части скопления дождевых вод, затрудняющих движение транспортных средств и создающих угрозу безопасности дорожного движения, являются нарушением требований п.3 указанного ГОСТа. В соответствии с пунктом 13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных и юридических лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние автомобильных дорог, обязаны: содержать дороги, в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил и принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Согласно указанного Госта проезжая часть указанной в постановлении дороги должна быть чистой, без посторонних предметов. Он находит, что вода была предметом, которая затрудняла движение транспортных средств и создавала угрозу безопасности дорожного движения. В частности, на рассмотрении у мировых судей Центрального района города Тольятти имеются исковые заявления о возмещении вреда, в связи с ДТП, возникшими на указанном участке дороги, из- за скопления воды. Проверяя доводы жалобы и обоснованность привлечения к административной ответственности юридического лица, Мэрии г.о. Тольятти, судом были выслушаны пояснения и аргументы представителя заявителя ФИО4, представителя заинтересованного лица, ФИО5, проверены представленные суду материалы административного дела, на основании оценки которых, суд приходит к выводу, что жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Приходя к указанному выводу, суд руководствуется следующим: В соответствии с п.13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных и юридических лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. При этом объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии, а также непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Из материалов дела следует, что юридическим лицом, мэрией городского округа Тольятти, допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, поскольку в данном случае, пользование, указанным в постановлении, участком дороги, угрожало безопасности дорожного движения, из- за значительного скопления дождевых вод, Доказательствами, подтверждающими факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и непринятие мер к своевременному устранению помех в дорожном движении, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, являются: постановление об административном правонарушении от 23 сентября 2011 года, где отражены, изложенные выше обстоятельства; рапорт старшего госавтоинспектора ДН отделения ОДД ОГИБДД У МВД России по городу Тольятти ФИО5 об имеющемся событии административного правонарушения и состава административного правонарушения в действиях юридического лица, Мэрии г.о. Тольятти; акт о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблица к нему; документы ( распоряжение мэра, постановление о распределении обязанностей между мэром, первым заместителем мэра и заместителями мэра г.о. Тольятти, уставом г.о. Тольятти), свидетельствующие о том, что ФИО7 является заместителем мэра г.о. Тольятти по городскому хозяйству и экологии и осуществляет административно- функциональное руководство деятельностью Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи; объяснения ФИО8 и ФИО9, свидетельствующие о том, что 15 сентября 2011 года в Мэрии г.о. Тольятти, расположенного на площади Свободы,4 города Тольятти, в их присутствии был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении заявителя и что заместитель мэра г.о. Тольятти отказался подписывать указанный протокол, при этом также отказался давать какие- либо объяснения по протоколу и получать копию протокола; устав г.о. Тольятти. Протокол и постановление об административном правонарушении в отношении юридического лица, Мэрии городского округа Тольятти, составлены в соответствии с требованиями норм административного законодательства. Существенных нарушений норм административного законодательства и Конституции РФ, при принятии процессуального решения в отношении указанного заявителя, влекущих отмену, изменения постановления, либо признания протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, Мэрии городского округа Тольятти, не соответствующими действительности, судом не установлено. При вынесении постановления начальником отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти, обстоятельства правонарушения юридическим лицом установлены в полном объеме, решение принято с учетом совокупности, подробно исследованных и приведенных в решении, доказательств. Суд полагает, законно и обоснованно был составлен протокол в отношении юридического лица, мэрии г.о. Тольятти с участием заместителя мэра ФИО7, поскольку указанное лицо согласно распоряжения мэра является именно заместителем мэра г.о. Тольятти по городскому хозяйству и экологии и осуществляет административно- функциональное руководство деятельностью Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи. Полномочия заместителя мэра, привлеченного в качестве законного представителя юридического лица, подтверждаются учредительными документами, служебным удостоверением, которые подписаны мэром г.о. Тольятти. Доводы заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении также не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, в протоколе об административном правонарушении указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При составлении протокола об административном правонарушении заместителю мэра ФИО7 были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем сделана запись в протоколе. Однако заместитель мэра, в присутствии двух понятых, от дачи объяснений и замечаний по содержанию протокола отказался, отказался от подписи в протоколе, а также отказался получить копию протокола, о чем в протоколе сделаны соответствующие записи. Доводы о том, что юридическое мэрия г.о. Тольятти не может быть субъектом данного правонарушения, поскольку мэрией заключен контракт на оказание услуг по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства с ЗАО» <данные изъяты>», суд находит несостоятельными по следующим основаниям: В разделе 1 ГОСТа Р 50597-93 указано, что установленные в нем требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Применительно к автодорожной деятельности, в силу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность обеспечить требования ГОСТа Р 50597-93 возлагается на соответствующие дорожные органы, осуществляющие полномочия владения автомобильными дорогами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также иных титульных владельцев автомобильных дорог, включая дороги, находящиеся в частной собственности. Указанная обязанность рассматривается как составная часть бремени собственности. Из материалов дела следует, что титульным владельцем указанной в постановлении об административном правонарушении дороги, является мэрия г.о. Тольятти. Таким образом, ЗАО» <данные изъяты>», не является субъектом данного административного правонарушения. Согласно заключения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, выпадение осадков в виде дождя в период времени с 1по 13 сентября 2011 года, не является опасным( стихийным) явлением, поскольку не достигло ни одного критерия опасного, ни по интенсивности, ни по продолжительности, что опровергает доводы заявителя о невозможности соблюдения юридическим лицом требований по обеспечению безопасности дородного движения. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований жалобы заявителя об отмене постановления, начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти от 23 сентября 2011 года, которым мэрия г.о. Тольятти повергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Действиям юридического лица, начальником отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти дана верная правовая оценка, квалификация его действий в постановлении мотивирована. Наказание назначено юридическому лицу с учетом характера совершенного им административного правонарушения, данных о его личности, с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, и в соответствии с санкцией ст.12. 34 КоАП РФ - минимальное. Руководствуясь ст. 30.1ч.1п.1 КоАП РФ, ст. 30.7 ч.1п.1 КоАП РФ суд, Р е ш и л Постановление начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Тольятти от 23 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности юридического лица, Мэрии городского округа Тольятти, по ст.12.34 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу юридического лица, Мэрии городского округа Тольятти, - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд города Тольятти в течение 10 суток с момента получения его копии. Судья - подпись. Копия верна. Судья: Ульянова З.И.