42-2-2316-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2010 года Центральный районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего, судьи Сухаревой Н.Р.,
при секретаре Максутовой Р.Р.,
с участием:
представителя истца Назмутдиновой Г.С.,
представителя ответчика Пермякова А.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Управлению землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, указав, что прокурором города Оренбурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения земельного законодательства Управлением землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга по установлению цены выкупа земельного участка.
Так, согласно сведений, представленных Управлением землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга (далее Управление), при определении цены выкупа земельных участков применяется ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2010г.
Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» при приобретении земельных участков:
- коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками, расположенных на таких земельных участках строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческими организациями и ИП, являющимися собственниками, расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках, вместо разрушенных, или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- гражданам и коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, сооружения, строения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Их цена устанавливается субъектами РФ в пределах 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Установление цены земельного участка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка для граждан, являющихся собственниками строений, расположенных на таких земельных участках, подтверждается письмом от 02.06.2010г., а также договорами.
Между тем, применение данной цены при выкупе земельного участка является, как считает истец, незаконным.
Истец указал, что, согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 04.07.2005 2340X417-111-ОЗ «О цене выкупа земельных участков» установлена цена земельных участков для продажи собственникам, расположенных на них сооружений, зданий и других объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, за единицу площади (кв. метр):
в городе Оренбурге — в размере 5 кратной ставки земельного налога.
Ставка земельного налога установлена решением Оренбургского городского совета.
Так, в соответствии с п. 2.3 Приложения № 1 к решению Оренбургского городского Совета от 10.10.2008г. № 677 «О земельном налоге» налоговая ставка установлена:
- 0,3 % кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) приобретенных (представленных) для жилищного строительства.
Таким образом, при приобретении земельных участков гражданами, являющимися собственниками строений, сооружений, зданий, расположенных на этих земельных участках, цена должна быть следующая:
5 кратная ставка X 0,3 % кадастровой стоимости участка =1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Соответственно, при выкупе земельного участка гражданами применение Управлением 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, значительно выше того, который должен быть применен - 1,5 %.
Данные действия Управления являются незаконными.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
В данном случае определить круг лиц, которые желают выкупить земельный участок, расположенный под строением, сооружением, невозможно.
Действия Управления нарушают права неопределенного круга лиц, а именно право на выкуп земельного участка по цене, установленной законом, которая установлена Управлением.
Просил признать действия Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга незаконными по установлению цены выкупа земельного участка в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка; обязать Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга при выкупе земельного участка гражданами, применять Закон Оренбургской области «О выкупе земельного участка» от 04.07.2005г. № 2340/417-111-ОЗ и решение Оренбургского городского Совета № 677 от 10.10.2008г.
В ходе заседания представитель истца Назмутдинова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснения дала по тексту искового заявления, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Пермяков А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании против иска возражал, и пояснил, что ответчик действует в соответствии с законом, ставки применяются для одной категории граждан, приобретшим участки до введения в действие ЗК РФ, а для другой – после введения ЗК РФ. До введения ЗК РФ граждане будут приобретать, если следовать доводам истца, по ставке 7,5 % ( 1.5% х 5, ) но выкупная стоимость ставка не должна превышать 2,5 %. Это приведет к еще большему нарушению прав граждан.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Как следует из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Такая норма содержится в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым предусмотрено, что до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
Коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Кроме того, до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ)
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Законом Оренбургской области «О цене выкупа земельных участков» №2340/417-111-ОЗ от 04.07.2005 цена выкупа установлена в размере 5-ти кратной ставки земельного налога, что составляет:
для земельных участков, занятых жилым фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, для жилищного строительства - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (0,3% ставка налога х 5);
для земельных участков, занятых иными объектами - 7,5% от кадастровой стоимости земельного участка (1,5% ставка налога х 5).
На это сослался и ответчик, возражая по иску. Следовательно, применять Закон Оренбургской области «О цене выкупа земельных участков» Г°2340/417-111-ОЗ от 04.07.2005г. при выкупе земельных участков лицами, указанными п.1 ст.2 ФЗ- 137 недопустимо, поскольку данный закон принят исключительно в соответствии с полномочиями, установленными для субъекта РФ в рамках п.2 ст.2 ФЗ-137, и может регулировать только взаимоотношения, возникшие с собственниками зданий, строений и вооружений, не указанными в п.1 ст.2 ФЗ-137; кроме того, он предусматривает цену выкупа земельных участков, занятых «иными объектами» в размере 7,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что противоречит п.1 ст.2 ФЗ-137, устанавливающему максимальный размер цены выкупа - 2,5%.
Поскольку субъектом РФ до настоящего времени не принят правовой акт, устанавливающий цену выкупа земельных участков для категорий лиц, указанных в п.1 ст.2 ФЗ-137, ответчик обоснованно производит расчеты по наибольшей цене.
Таким образом, нарушения закона со стороны ответчика при установлении цены выкупа земельных участков судом не установлено, в иске следует отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В иске прокурору города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга незаконными по установлению цены выкупа земельных участков в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, обязании применения закона и решения горСовета отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
СУДЬЯ:
Полный текст изготовлен 16.08.2010г.