2-2968/2010 решение о возмещении ущерба



Дело №2-2-2968/2010

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2010года г.Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Колесниковой Е.В.

при секретаре Каплан Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойлова Е.А. к <данные изъяты> о признании отказа в праве на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья незаконным, обязании предоставить социальную выплату на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании отказа в праве на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья незаконным, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ он и его семья были поставлены на учет на получение социальной выплаты за счет средств областного бюджета на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка. Учет молодых семей имеющих право на предоставление дополнительных социальных выплат осуществляет ответчик. ДД.ММ.ГГГГ он получил от ответчика письмо согласно которого он и его семья были сняты с учета молодых семей имеющих право на предоставление дополнительных социальных выплат, в связи с отсутствием денежных средств в четвертом квартале <данные изъяты> и в связи с рождением ребенка до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в связи с тем, что ребенок рожден до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отказ в предоставлении социальной выплаты противоречит п.3,7 настоящих Правил, ст. 40 Конституции РФ. Поскольку молодой семье в случае рождения ребенка социальные выплаты предоставляются в случае, если на момент принятия решения о предоставлении социальной выплаты возраст каждого супруга не превышал 35лет, молодая семья нуждается в улучшении жилищных условий, постоянно проживает на территории <данные изъяты>, все эти условия присутствовали у их семьи. Ограничительные условия на предоставление социальных выплат Правила не содержат. Обстоятельства того, что возраст ребенка на момент принятия решения должен соответствовать требованиям Правил не является основанием, для отказа, т.к. он и его семья уже приобрели право на получение социальной выплаты, т.к. были поставлены на учет, с соблюдением всех норм и правил программы, следовательно, приобрели право. Проволочка в решении вопроса администрацией ответчика с оттягиванием срока не является основанием для отказа. Просит признать отказ в предоставлении социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка незаконным; обязать ответчика предоставить ему и его семье социальную выплату на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка.

Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Шумаков А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что действительно истец с заявлением на получение социальной выплаты обратился к ним ДД.ММ.ГГГГ, после предоставления всех необходимых документов, ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет. Семья истца на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ соответствовала всем требованиям Программы. Однако при распределении денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ, денежных средств на семью истца не хватило. Семья истца также не имела право на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ребенок истца был рожден до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. возраст ребенка превышал 1 год. Решение вопроса по социальным выплатам возможно только в течение года после рождения ребенка. При решении вопроса возраст ребенка истца уже превышал 1 год, и на этом основании истец и его семья были сняты с учета на получение социальной выплаты. Считает, их действия законные, в соответствии с программой. Просил в иске отказать. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилье.

В соответствии со свидетельством о рождении (№) родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ являются ФИО5 и Самойлов Е.А.

Между Самойловым Е.А. и ФИО5 зарегистрирован брак. (свидетельство о заключении брака).

Согласно п. 8 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, утвержденных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) субсидии предоставляются молодым семьям, в которых ребенок родился (усыновлен) в период с 01 октября предшествующего года, в котором предоставляется субсидия, по 31 декабря текущего года.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> уведомляет Самойлова Е.А. на его заявление о получении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления пакета документов, перечисленного в письме.

Согласно п. 10 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, утвержденных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнитель Программы после проверки представленных документов в недельный срок со дня подачи полного пакета документов ставит молодую семью на учет для получения социальной выплаты, в течение 10 дней молодой семье высылается уведомление с указанием даты постановки на учет.

В соответствии с п. 12 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, утвержденных <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнитель Программы принимает решение о предоставлении социальной выплаты молодым семьям в последнем месяце каждого квартала. Общая сумма социальных выплат не должна превышать суммы средств, установленных министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> – государственным заказчиком Программы на предоставление социальных выплат в текущем квартале.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> уведомляет Самойлова Е.А. о постановке его семьи на учет на получение социальной выплаты за счет средств областного бюджета на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка. Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

По сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ уведомляет Самойлова Е.А. о снятии семьи с учета на получение социальной выплаты, в связи с исполнением ребенку на момент принятия решения возраста выше 1 год, на основании п.8 Правил предоставления социальных выплат, а также израсходованием всех денежных средств на социальные выплаты на впереди стоящих по списку истца семей.

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. 8 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, утвержденных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, был изложен в новой редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с которой социальная выплата может быть предоставлена молодой семье в течение одного года после рождения (усыновления) ребенка, включая месяц, в котором родился (усыновлен) ребенок.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> является действующей организацией.

Указом <данные изъяты> области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о <данные изъяты>.

Согласно п.5данного Положения <данные изъяты> является правопреемником <данные изъяты>. Финансирование расходов в части реализации преданных РФ полномочий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета.

По п.11 п.п.2,3,6 данного положения основными функциями <данные изъяты> являются организует исполнение на территории области действующего законодательства в сферах молодежной политики; разрабатывает проекты нормативно-правовых актов регионального уровня, готовит для утверждения <данные изъяты> и реализует областные целевые программы, молодежные программы; является главным распорядителем средств областного бюджета областного бюджета в пределах утвержденных смет и ассигнований, выделенных на реализацию молодежной политики.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что <данные изъяты> являясь правопреемником <данные изъяты> осуществляет функции, предоставленные <данные изъяты> по организации выполнения целевых программ в сфере молодежи, в том числе по учету и предоставлению молодым семьям социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями), в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», основной целью которой указана государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а основными задачами подпрограммы - предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Одновременно в п.6 указанного постановления Правительства РФ было рекомендовано заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Законом Оренбургской области от 28.02.2003 N 63/3 - III - ОЗ была разработана и утверждена областная Программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы» (далее – областная Программа), которой предусмотрено предоставление молодой семье - участнику Программы социальной выплаты за счет средств областного бюджета для погашения части кредита (займа) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительство) жилья.

При этом в качестве основной цели Программы указано создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в области, а в качестве основной задачи Программы - разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки в приобретении жилья молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий; оказание за счет средств федерального и областного бюджетов, а также бюджетов муниципальных образований поддержки молодым семьям при приобретении жилья.

В соответствии с указанной областной Программой (раздел 4. Мероприятия Программы) её участником может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с действующим жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории <данные изъяты> и изъявившая желание участвовать в реализации Программы (далее - молодая семья - участник Программы).

Согласно пунктов 2, 3 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, утвержденных постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N 301-п (далее - Правила) социальная выплата предоставляется <данные изъяты> (далее - исполнитель Программы) за счет средств областного бюджета молодым семьям, состоящим на учете в качестве участников Программы или получившим свидетельство (социальную выплату) в рамках Программы, если на момент принятия решения о предоставлении социальной выплаты возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживает на территории <адрес>.

Тем самым возникновение права на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья не зависит от принятия решения о предоставлении такой выплаты и связано с наличием условий, предусмотренных в пункте 3 Правил.

Из пояснений представителя ответчика следует, что этим условиям семья истца соответствовала, т.к. была поставлена на учет для получения социальной выплаты за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 5 Правил предоставление социальных выплат осуществляется при наличии у молодой семьи остатка невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа). Для молодой семьи, которая приобрела жилое помещение с применением свидетельства в рамках Программы, социальная выплата предоставляется также для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья.

Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, не может превышать остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья, остатка непогашенного кредита (займа), размера затраченных собственных средств на приобретение жилья или суммы имеющихся задолженностей и затраченных собственных средств.

На то, что семья истца такого остатка не имеет ответчик не ссылается.

При таких обстоятельствах семья Самойлова Е.А. имела право на получение социальной выплаты в <данные изъяты>.

По положениям пункта 8 вышеуказанных Правил в редакции, действовавшей на момент принятия решения об отказе в предоставлении Самойлову Е.А. социальной выплаты, субсидии предоставляются молодым семьям, в которых ребенок родился (усыновлен) в период с 01 октября предшествующего года, в котором предоставляется субсидия, по 31 декабря текущего года.

Вместе с тем, Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, утвержденных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено основание для отказа в предоставление социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, исполнение ребенку одного года и отсутствие денежных средств..

В соответствии с п. 12 Правил исполнитель Программы принимает решение о предоставлении социальной выплаты молодым семьям в последнем месяце каждого квартала.

Учитывая, что истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с заявлением к ответчику, ребенку не исполнился один год, на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ семья истца соответствовала требованиям, предусмотренным Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, утвержденных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, для получения социальной выплаты молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, суд приходит к выводу, что возникновение права на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья истца не зависит от принятия решения о предоставлении такой выплаты и связано с наличием условий, предусмотренных в пункте 3 Правил.

В связи с чем, оспариваемый истцом отказ в праве на указанную социальную выплату в 2008 году незаконен.

Из материалов дела следует, что учет молодых семей на предоставление истребуемой истцом социальной выплаты на момент оспариваемого истцом отказа в предоставлении такой выплаты осуществлял Исполнитель программы - <данные изъяты>, правопреемником которого в настоящее время является <данные изъяты>.

<данные изъяты> издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении социальных выплат молодым семьям в порядке очередности в соответствии с пунктом 7 Постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка».

Однако, данный приказ не может являться основанием для отказа в таких выплатах.

Доводы со стороны ответчика о недостаточности средств для предоставления социальных выплат на момент обращения истца с заявлением в четвертый квартал <данные изъяты> не может являться основанием для отказа в предоставлении таких выплат.

Иначе областная Программа обеспечения жильем молодых семьей теряет свой смысл и не выполняет, предусмотренные в ней цели и задачи.

Кроме того, Законом Оренбургской области от 28.02.2003 г. № 63/3-111-03, п. 7 тех же Правил предусмотрена приоритетность категорий молодых семей на получение на социальных выплат в соответствии с Программой, но не предусмотрены ограничения по выплате таких выплат семьям, приобретшим на это право в виду отсутствия денежных средств в период действия программы.

Более того, в силу ч.1 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Тем самым недостаточность или отсутствие денежных средств для предоставления социальной выплаты в рамках рассматриваемой областной программы не могут являться основаниями для отказа в ее предоставлении.

Ответчиком заявлено требование о пропуске истцом срока обращения в суд, поскольку истец оспаривает отказ в выдаче социальной выплаты, который он получил ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст. 196 ГК РФ трехгодичный срок.

При таких обстоятельствах, иск истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Самойлова Е.А. удовлетворить.

Признать отказ <данные изъяты> в предоставлении Самойлову Е.А. и его семье социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка незаконным.

Обязать <данные изъяты> предоставить Самойлову Е.А. и его семье социальную выплату на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ:

Решение не вступило в законную силу