2-1085-2011 по иску Межрегионального благотворительного фонда об оспаривании действий и решений должностных лиц органов исполнения наказания



42-2-1085-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 марта 2011 г. г.Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Беляева И.А.,

с участием представителя истцаКукса В.Г., Сукмановой О.И., действующей по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика Сайдашева И.Х., действующего по доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Никульшиной М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального благотворительного общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> к Управлению федеральной службы <данные изъяты> России по Оренбургской области об оспаривании решения и действия (бездействия) должного лица, признании представителей Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> имеющими право оказывать юридическую помощь в качестве лиц, согласно ч.4 ст.89 УИК РФ.

установил:

Межрегиональный благотворительный общественный фонд помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> ( далее по тексту МБОФ <данные изъяты>) обратился в суд с иском ответчику, указав, что действиями и решениями должностных лиц <данные изъяты>, а так же его структурных подразделений - ФБУ <данные изъяты> по Оренбургской области, ФБУ <данные изъяты> по Оренбургской области, созданы препятствия к осуществлению уставной деятельности Межрегионального благотворительного общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> Межрегиональный общественный благотворительный фонд помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> зарегистрирован в установленном законом порядке Министерством юстиции РФ по Московской области ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН № Устав МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> п.2.3 Устава, предусматривает оказание юридической помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, а так же лицам, находящимся в местах лишения свободы. В соответствии с действующим законодательством МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> разрешена деятельность в области права, что подтверждается присвоенным ОКВЭД 74.11 (п. 5 Приложения к информационному письму Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Московской области № 1/ 10- 777 от 06.07.2010г.). Для оказания юридической помощи осужденным в юридическом отделе МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> работают юристы Шмагина С.А. и Сукманова О.И. В адрес <данные изъяты>, ФБУ <данные изъяты> по Оренбургской области был направлен Устав МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> и свидетельство о государственной регистрации за № № В адрес структурных подразделений УФСИН России по Оренбургской области - ФБУ <данные изъяты> и ФБУ <данные изъяты> от МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> неоднократно поступали письменные обращения с просьбой предоставить свидания, в соответствии с ст. 12 УИК РФ. Так же письменные обращения с просьбой предоставить свидания представителям фонда остаются без рассмотрения и без ответа. Должностные лица <данные изъяты> игнорируют их обращения и отказывают делать пометки об отказе в соответствии с п.68 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства Юстиции РФ № 205 от 03.11.2005г. Данные действия не законны, должностные лица <данные изъяты> в силу наделенных полномочий создали препятствия путем отказа в предоставлении представителям фонда свиданий с осужденными по формальным основаниям, при этом, нарушили установленную законом процедуру рассмотрения заявления представителя фонда, прибывшего на свидание с осужденными, не поставив на заявлении пометку о причинах отказа в свидании, тем самым фактически не разъяснив мотив отказа. Начальником ФБУ <данные изъяты> по Оренбургской области было дано распоряжение канцелярии учреждения не принимать лично от представителей организации письменные обращения и не регистрировать их, сотрудникам фонда дополнительно было разъяснено, что направление письменных обращений возможно только через почтовое отделение. На письменное обращение на имя начальника <данные изъяты> (письмо № 135/00 от 25.11.10) за разъяснением причин о не возможности приема обращений канцелярией ФБУ <данные изъяты> по Оренбургской области ответа не последовало. В адрес ФБУ <данные изъяты>, ФБУ <данные изъяты> <данные изъяты> по Оренбургской области были направлены письма с указанием на необоснованность и незаконность запретов в предоставлении свиданий с осужденными с целью оказания им юридической помощи, так же в адрес заместителя Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законности в ИУ была направлена жалоба на действия должностных лиц <данные изъяты> (письмо № 156/00 от 14.12.10). 15.12.2010 за № 53/2- 10329 от начальника ФБУ <данные изъяты> по Оренбургской области получен ответ о том, что представители общественных организаций не приравнены к лицам, имеющим право на свидания с осужденными для оказания им юридической помощи. Считают, что данные действия и решения вышеперечисленных должностных лиц создают препятствия в осуществлении законной деятельности МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> разрешенной Министерством Юстиции РФ по Московской области и предусмотренной Уставом, а также нарушают права осужденных на получении квалифицированной юридической помощи. Просят признать решение начальника <данные изъяты> № 57/21-9088 от 02.12.2010 г. в том, что представители общественных организаций не приравнены к лицам, имеющим право на свидание с осужденными для оказания им юридической помощи, незаконным и создающим препятствия в осуществлении уставной деятельности МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты>». Признать действия должностных лиц <данные изъяты> не законными и обязать не препятствовать законной деятельности представителям МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> как иным лицам оказывать юридическую помощь осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях <данные изъяты> по Оренбургской области.

В судебном заседании представители истца Кукса В.Г., Сукманова О.И.

иск поддержали, уточнили исковые требования. Просили признать решение начальника <данные изъяты> № 57\21- 9088 от 02.12.2010г. о том, что представители общественных организаций не приравнены к лицам, имеющим право на свидание с осужденными для оказания им юридической помощи, незаконным и создающим препятствия в осуществлении уставной деятельности МБОФ <данные изъяты> признать действия начальника <данные изъяты> незаконными и обязать не препятствовать законной деятельности представителям МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> как иным лицам оказывать юридическую помощь осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях <данные изъяты>. Признать представителей Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> имеющими право оказывать юридическую помощь в качестве иных лиц, согласно ч.4 ст.89 УИК РФ, следовательно не имеют право на свидание с осужденными. Исправительные колонии стали исполнять это указание и не предоставляют свидание с осужденными, тем самым препятствуют уставной деятельности работников МБОФ <данные изъяты> Сведений о том, что письмо <данные изъяты> от 02.12.2010г.было разослано в колонии у них нет.

Представитель ответчика Сайдашев И.Х. иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил, что письмо <данные изъяты> от 02.12.2010 № 57/21-9088«О рассмотрении обращения» не является нормативным актом или решением которое возможно обжаловать в силу главы 25 ГПК РФ. Данное письмо является мнением <данные изъяты> о некоторых положениях действующего законода­тельства РФ. Истец письмом от 25.11.2010 № 135/00 просил разрешить прием и регистрацию корреспонденции в исправительных учреждениях. В ответ на данное письмо Ответчиком было сообщено, что в штате учреждений уголовно-исполнительной системы Оренбург­ской области имеются квалифицированные специалисты. По мнению истца действиями ответчика, как государственного органа (должност­ного лица) нарушаются установленные законодательством РФ права организации. Письмом <данные изъяты> от 02.12.2010 № 57/21-9088 нарушаются права МБОФ <данные изъяты> на свидания с осужденными. Пунктом 68 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205 (далее приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205) установлено, что разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание. В ст.74 УИК РФ дан исчерпывающий перечень исправительных учреждений, в число которых <данные изъяты> не входит. <данные изъяты> как территориальный орган уголовно-исполнительной системы осуществляет общее руководство подведомственными учреж­дениями, исполняющими наказания, создается федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации и является самостоятельным юридическим лицом. Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказание, являются юридическими лицами. Истец не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении свиданий с осужденными, а равно и осужденные не обращались в <данные изъяты>, как к начальнику исправительного учреждения. В силу части 4 статьи 89 УИК РФ у Ответчика отсутствует пра­вомочие разрешать или нет свидания осужденных с какими-либо лицами. Как следствие ответчик не мог нарушить своими действиями (бездействиями) права и законные интере­сы истца не предоставив свидания работникам фонда с осужденными. <данные изъяты> не правомочно решать вышеназванные вопросы. Ч.4 ст.89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает право адвокатов и иных лиц на свидания с осужденными без ограничения их количества. При рассмотрении данной нормы необходимо строго руководствоваться законом. Понятия иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в законе отсутствует. В данном слу­чае, возможно, применить аналогию права и общую позицию законодателя. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получив­шее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую дея­тельность. Законодатель определил в качестве лиц оказывающих юридические консультации, помощь следующие категории граждан: 1) это физические лица 2) имеющие специальное образование и статус, а так же 3) родственники и иные лица.В законодательстве РФ нигде не выделено, что помощь могут оказывать осужден­ным или подозреваемым юридические лица (общественные, благотворительные фонды). Также не выделяется и то обстоятельство, что при оказании консультаций необходимо предоставлять юридическим лицам свидания. Юридическое лицо само не может «прий­ти» на свидание. В данном случае фактически свидание юридическому лицу предостав­лено быть не может. Можно сделать вывод об отсутствии права на свидания сотрудников фонда в рамках части 4 статьи 89 УИК РФ.В тоже время права истца на оказание содействия в получении юридической по­мощи лицам, находящимся в местах лишения свободы (пункт 2.3 Устава) ни в коей мере не нарушаются. Истец может письменно отвечать на поступающие вопросы лиц содер­жащихся под стражей, может направлять необходимую литературу или иным образом со­действовать в получении юридической помощи. Таким образом, <данные изъяты> не могло нару­шить права Истца не предоставив свидания с осужденными. В полномочия ответчика не входит право на предоставления свиданий. Данное право имеется только у начальника исправительного учреждения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Письмо <данные изъяты> от 02.12.2010 № 57/21-9088 «О рассмотрении обращения» не может быть оспорено в порядке гл.25 ГПК РФ, т.к. в нем не содержится властного волеизъявления, имеющего обязательный характер для неопределенного круга лиц и порождающее правовые последствия для истца. Письмо адресовано МБОФ <данные изъяты> и в нем высказано мнение, что представители МБОФ <данные изъяты> не относятся к « иным лицам, имеющим право оказывать юридическую помощь», указанным в ч.4 ст.89 УИК РФ и не имеют право на свидание с осужденными. Доказательств того, что данное письмо было разослано в исправительные учреждения области для обязательного исполнения, не представлено суду. Ответчик представил письмо администрации ФБУ <данные изъяты>, в котором содержалась похожая формулировка для отказа в предоставлении свидания с осужденными, однако из представленных ответов администрации исправительных на обращение МБОФ <данные изъяты> похожая формулировка была и до того, как <данные изъяты> высказал свое мнение в письме по спорному вопросу как это следует из заявления истца и представленных им документов.

П. 68 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205 установлено, что разрешение на свидание дается начальником исправительного учреж­дения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание.

Учреж­дения, исполняющие наказания, является самостоятельным юридическим лицом согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Таким образом, в компетенцию начальника <данные изъяты> не входит разрешение вопроса о предоставлении свидания осужденным с родственниками и иными лицами.

В случае отказа в предоставлении свидания с осужденным, должны быть обжалованы действия конкретного должностного лица, принявшего такое решение.

Таким образом, суд не усматривает в действиях начальника <данные изъяты> нарушения закона и прав истца.

По исковому требованию о признании сотрудников МБОФ <данные изъяты> в качестве иных лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь в порядке ч.4 ст. 89 УИК РФ.

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В силу ч.2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Лицо, осужденное к лишению свободы за совершение преступления вступившим в законную силу приговором суда, подвергается установленным законом ограничениям. В результате этого у данного лица образуется специальный правовой статус, особенностью которого является наличие определенных исключений из конституционных прав и свобод личности.

При этом наличие специального правового статуса осужденных к лишению свободы за совершение преступления не предполагает ограничений в средствах защиты прав, свобод и законных интересов указанных лиц.

С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему не только для обеспечения возможности отстаивать свои интересы в рамках уголовного процесса, но и для защиты от ущемляющих его права и законные интересы действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание, а также защиты прав в сфере административных и гражданско- правовых отношений.

То обстоятельство, что осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, находится в подчиненном, зависимом от администрации исполняющего наказание учреждения положении и ограничен в правомочиях лично защищать свои права и законные интересы, предопределяет особую значимость безотлагательного обеспечения ему права пригласить для оказания юридической помощи адвоката (защитника), лично или через родственников, и реальной возможности воспользоваться ею.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 26.12.2003 года № 20-П и 25.10.2001 года № 14-П выполнение адвокатом полномочий, предоставленных законом, не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица учреждения уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст.12 ч.8 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Пунктом 11 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений ( утв. Приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205) предусмотрено, что осужденные имеют право пользоваться услугами адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. Пункт 83 тех же Правил установлено, что для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Из анализа выше указанных норм, следует вывод, что наряду с адвокатами, юридическую помощь вправе оказывать иные лица.

Понятия иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в законе отсутствует. В данном слу­чае, возможно, применить аналогию права и общую позицию законодателя.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получив­шее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую дея­тельность, т.е. оказывать квалифицированную юридическую помощь.

По смыслу ч.3 ст. 1 Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002г. кроме адвокатов, юридическую помощь могут оказывать : работники юридических служб юридических лиц, а также работники органов государственной власти и органов местного самоуправления; участники и работники организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальные предприниматели; нотариусы, патентные поверенные, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Оказание юридической помощи, согласно закону лицензированию не подлежит.

Согласно п.2.1 Устава Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> утвержденного решением общего собрания учредителей 10.04.2010 г., фонд в своей деятельности преследует благотворительные и общественно-полезные цели, направленные на оказание материальной, социальной, психологической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, освобожденным из месть лишения свободы, а также членам их семей. Согласно абз. 2 п. 2.3 Устава, одним из основных видов деятельности фонда является содействие в оказание юридической помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, а также лицам, находящимся в местах лишения свободы.

Таким образом, сотрудники МБОФ <данные изъяты> имеющие высшее юридическое образование, поскольку помощь должна быть квалифицированной согласно ч.1 ст.48 Конституции РФ, вправе оказывать юридическую помощь осужденным.

Участие защитника в рамках уголовного процесса четко регламентировано Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Участие иных лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь, регламентируется иными нормативными актами в зависимости от возникших конкретных правоотношений.

Таким образом, при наличии у представителей Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты>», квалифицированных юристов, они вправе оказать квалифицированную юридическую помощь осужденным и получать с ними свидания в этих целях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск об оспаривании решения, действий (бездействий) администрации <данные изъяты> является частично обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 258, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании решения начальника <данные изъяты> № 57/21-9088 от 02.12.2010 г. о том, что представители общественных организаций не приравнены к лицам, имеющим право на свидание с осужденными для оказания им юридической помощи, незаконным и создающим препятствия в осуществлении уставной деятельности МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты>, признании действий начальника <данные изъяты> не законными и обязании не препятствовать законной деятельности представителям МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты> как иным лицам оказывать юридическую помощь осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Оренбургской области, признании представителей Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты> имеющими право оказывать юридическую помощь осужденным в качестве иных лиц согласно ч.4 ст.89 УИК РФ удовлетворить частично.

Исковое заявление Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты>» к <данные изъяты> о признании решения начальника <данные изъяты> № 57/21-9088 от 02.12.2010 г. в том, что представители общественных организаций не приравнены к лицам, имеющим право на свидание с осужденными для оказания им юридической помощи, незаконным и создающим препятствия в осуществлении уставной деятельности МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты>», признании действий начальника <данные изъяты> не законными и обязании не препятствовать законной деятельности представителям МБОФ ПЛОМЛС <данные изъяты>» как иным лицам оказывать юридическую помощь осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Оренбургской области, оставить без удовлетворения.

Признать, что представители Межрегионального общественного фонда помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы <данные изъяты>» имеющие высшее юридическое образование, вправе оказывать юридическую помощь осужденным в качестве иных лиц согласно ч.4 ст.89 УИК РФ, в рамках полномочий, предоставленных таким лицам действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано кассационную инстанцию Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Оренбурга.

Судья И.А.Беляева

Решение в окончательной форме составлено 21 марта 2011г.

Судья И.А.Беляева