Дело № 42-2-132/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года г.Оренбург Центральный районный суд г.Оренбурга в составе: председательствующего судьи Сергиенко М.Н. при секретаре Никитиной Е.А. с участием прокурора Губаревой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Оренбурга к Тухбатуллиной Н. И. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, признании недействительным ордера на жилую площадь, признании договора социального найма недействительным и выселении, УСТАНОВИЛ: Истец – Администрация г. Оренбурга, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику Тухбатуллиной Н.И., указавая, что жилой <адрес> принят в муниципальную собственность <адрес> на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Главы города от ДД.ММ.ГГГГ №. В квартире № указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированной по месту жительства Тухбатуллина Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Квартира однокомнатная, жилой площадью <данные изъяты>. В подтверждение того, что Тухбатуллина Н.И. в качестве нанимателя вселилась в указанную квартиру, ее был предоставлен договор социального найма, заключенный с администрацией г. Оренбурга. В соответствии с нормами действующего законодательства жилые помещения муниципального или государственного жилищного фонда предоставляются гражданам по договорам социального найма, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Тухбатуллина Н.И. нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке не признавалась и в такой очередности в администрации города не состояла. Следовательно, оснований для предоставления ей жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не имелось. В настоящее время выяснилось, что ответчику указанное жилое помещение не предоставлялось и договор социального найма администрацией города с ними не заключался. В связи с тем, что <адрес> по договору социального найма или по какому-либо другому договору Тухбатуллиной Н.И. в установленном законом порядке не предоставлялась, договор социального найма собственником жилого помещения с ней не заключался, то она не приобрела право пользования указанной муниципальной квартирой. Просят признать Тухбатуллину Н.И. не приобретшей право пользования жилым помещением квартирой № по <адрес>, признать недействительным договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией города Оренбурга и Тухбатуллиной Н.И., выселить Тухбатуллину Н.И. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Администрация г. Оренбурга в ходе рассмотрения дела уточнила свои исковые требования, окончательно просила признать Тухбатуллину Н.И. не приобретшей право пользования жилым помещением квартирой № по <адрес>, признать недействительным ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на жилую площадь в общежитии, признать недействительным договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией города Оренбурга и Тухбатуллиной Н.И., выселить Тухбатуллину Н.И. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Представитель истца Казначейская Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, просила их удовлетворить. Ответчик Тухбатуллина Н.И. и ее представитель в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика УФМС по Оренбургской области извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему: Из ордера на жилую площадь в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данный ордер выдан Тухбатуллиной Н.И. на состав семьи один человек на право занятия жилой площади в общежитии по <адрес>, состоящую из одной комнаты <данные изъяты>. По договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Оренбурга в лице начальника управления жилищной политики администрации г.Оренбурга ФИО6 (наймодатель-<данные изъяты>) и и.о. начальника управления <данные изъяты> администрации г.Оренбурга ФИО7 (наймодатель-<данные изъяты>) с одной стороны и Тухбатуллиной Накибе Ибрагимовне (наниматель) с другой стороны на основании постановления администрации г.Оренбурга о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № заключили договор о следующем: наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности <адрес>, состоящее из <данные изъяты> комнаты в однокомнатной квартире (доме) общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты> по адресу: <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг. В судебном заседании истец указанные документы оспаривает, указывая, что ордер на общежитие и такой договор является не действительным, так как в ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> являлся жилым домом, а не общежитием и ответчик не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, на учете в очереди на получение жилья не состоял, в подтверждение этому представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ Согласно статье 10 п.1, 2 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим, жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей. В соответствии со ст.13 п. 3,5 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. По ст.14 п.2, 6 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; В соответствии со ст.49 п.2 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ст.50 п.2 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. По ст.51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст.52 п.1 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. По п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Согласно п.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. В соответствии с п.5 ст.52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Решение вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади производится на основании Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2729/485-Ш – ФЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» Именно на эти нормы закона ссылался истец, указывая, что нуждающимся ответчики в установленном порядке на момент выдачи ордера и заключения договора социального найма не признаны, к истцу для постановки их на учет не обращались. Указанные доводы истца подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что Тухбатуллина Н.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г. Оренбурга не состоит. Таким образом, оснований для предоставления ответчику указанного жилого помещения у истца не было, так как в нарушение закона с Тухбатуллиной Н.И. был подписан договор социального найма, несмотря на то, что на учете она не состояла, ее нуждаемость в жилом помещении не проверялась, равно как и не проверено, не нарушена ли очередность предоставления помещения. Кроме того, истец ссылается на то, что <адрес> был передан в муниципальную собственность как жилой дом, а не как общежитие, в связи с чем, ордер на общежитие ответчику быть выдан не может. В момент выдачи ордера законодательно был предусмотрен другой порядок предоставления комнаты в общежитии, а именно, общежитие предоставлялось после заключения договора социального найма на жилое помещение специализированного жилищного фонда. В соответствии с предоставленными истцом решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацию г. Оренбурга обязали принять от конкурсного управляющего <данные изъяты> на баланс для обслуживания жилой дом по <адрес> по их фактическому состоянию. Согласно распоряжения Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> администрации г. Оренбурга в месячный срок принять на баланс для обслуживания жилой дом по <адрес>. Согласно сообщения из ГУП ОЦиОН от ДД.ММ.ГГГГ № на <адрес> предприятием зарегистрировано Постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе нежилых помещений по <адрес> литер <данные изъяты> <адрес> в жилые». В <данные изъяты> вышеуказанного постановления указано: «Перевести нежилые помещения, расположенные на пятом этаже пятиэтажного <адрес> литер <данные изъяты> по <адрес>, в жилые помещения-<адрес> без проведения работ по переустройству и и перепланировки, считая: <адрес>, расположенную на пятом этаже пятиэтажного дома однокомнатной, полезной площадью <данные изъяты>., в т.ч. жилой <данные изъяты>. Таким образом, на момент выдачи ордера ответчику, <адрес> был передан на баланс в муниципальную собственность как жилой, а не как общежитие. Согласно ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Анализируя совокупность перечисленных выше доказательств, суд приходит к следующим выводам: на момент выдачи Тухбатуллиной Н.И. ордера на общежитие ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имел статус жилого дома, а не общежития, в связи с чем, данный ордер является недействительным. Из представленного ответчиком договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация г. Оренбурга заключила договор с ответчиком Тухбатуллиной Н.И. на предоставление в пользование <адрес> на основании Постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в постановлении администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при главе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендации о заключении договора социального найма с Тухбатуллиной Н.И. не имеется. В ходе рассмотрения дела представителем ответчика была представлена светокопия Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» из которого следует, что утвержден протокол № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где следует, что слушали заключение договоров социального найма по ранее принятым распоряжениям Главы <адрес> <данные изъяты> <адрес> Тухбатуллина Н.И. – <адрес>. Однако протокол № утвержден Постановлением Главы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №п и решений о заключении договора социального найма, либо постановки на учет Тухбатуллиной Н.И. в нем также не имеется. ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищной комиссии №, в котором также не содержится решений о предоставлении жилого помещения ответчице. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что ответчик на очереди на момент заключения договора социального найма, как нуждающаяся в предоставлении жилой площади, не состояла, оснований для предоставления данной жилой площади в пользование не имела, следовательно, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ заключен в нарушение требований закона и является ничтожным. Доводы ответчика о том, что она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади, в связи с чем, оснований для признания недействительным договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, суд считает несостоятельными. Поскольку судом установлено, что жилое помещение было предоставлено ответчику незаконно, требования истца о признании ответчиков не приобретшими право пользования жилым помещением – квартирой <адрес>, являются обоснованными, ответчика следует признать не приобретшей право пользования данной квартирой и выселить из указанного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № данное решение суда, после вступления его в законную силу, является основанием снятия гражданина с регистрационного учета. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Администрации г. Оренбурга удовлетворить. Признать Тухбатуллину Н. И. не приобретшей права пользования жилым помещением квартирой № в <адрес>. Признать недействительным ордер на жилую площадь в общежитии № выданный Тухбатуллиной Н. И. Признать недействительным договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией г. Оренбурга и Тухбатуллиной Н. И. Выселить Тухбатуллину Н. И. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. С У Д Ь Я: Решение вступило в законную силу 01.07.2011г.