2-3009/2011 по иску Аджимуратова С.А., Аджимуратова Т.С., Аджимуратова Р.С. к Администрации г.Оренбурга о признании права собственности



Дело 2-3009/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011г. г.Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи Сухаревой Н.Р.,

при секретаре Секретевой О.И.,

с участием представителя истца Туватовой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аджимуратова С.А., действующего в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Аджимуратова Т.С., и Аджимуратова Р.С. к администрации г.Оренбурга о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Аджимуратов С.А., действующий в своих интересах и в интересах Аджимуратова Т.С., и Аджимуратов Р.С. обратились в суд с данным иском, указав в исковом заявлении следующее: домовладение по адресу: <адрес> литеры <данные изъяты>, зарегистрировано за ФИО44 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ . Законный жилой дом литер <данные изъяты> самовольно снесен. Распоряжением Главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ присвоен жилому дому, литер <данные изъяты>, почтовый адрес: <адрес>, с выделом земельного участка в самостоятельное домовладение. Истец является бывшим ФИО45., ФИО2 Аджимуратов Р.С. и Аджимуратов Т.С. являются <данные изъяты> истца Аджимуратова С.А. и <данные изъяты> ФИО45 В <данные изъяты> году истец своими силами и на собственные средства возвел жилой дом литер <данные изъяты> одноэтажный, кирпичный, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м. Данный жилой дом соответствует санитарным нормам и не создает угрозы для жизни и здоровья граждан. <данные изъяты> Считает, что данный дом является совместно нажитым имуществом супругов, поскольку этот дом они строили на общие семейные средства и собственными силами. Считает, что ФИО45 является наследницей ФИО44 и застройщиком данного жилого дома. Согласно статье 39 СК РФ <данные изъяты> доли данного жилого дома принадлежат истцу Аджимуратову С.А. Считает, что по <данные изъяты> доли данного жилого дома принадлежат их детям – Аджимуратову Р.С. и Аджимуратову Т.С. как законным наследникам ФИО45 Просит суд признать право собственности на самовольно возведенный дом по адресу: <адрес>, литеры <данные изъяты> одноэтажный, кирпичный, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м. за: Аджимуратовым С.А. на <данные изъяты> доли, за Аджимуратовым Р.С. и за Аджимуратовым Т.С. – по <данные изъяты> доли за каждым, прекратить право собственности за ФИО44. на жилой дом по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты>.

Впоследствии истец уточнил и дополнил свои исковые требования, и просил суд признать право собственности на самовольно возведенный жилой дом по адресу: <адрес> литер <данные изъяты>, одноэтажный, кирпичный, полезной площадью <данные изъяты> кв.м,. жилой – <данные изъяты> кв.м. за застройщиками: Аджимуратовым С.А. на <данные изъяты> доли, за бывшей <данные изъяты> ФИО45 на <данные изъяты> доли; включить ее долю в состав наследственной массы, и признать право собственности по <данные изъяты> доли за Аджимуратовым Т.С. и Аджимуратовым Р.С. после ее смерти; прекратить право собственности за ФИО44. на жилой дом по адресу: <адрес> литер <данные изъяты>.

В судебное заседание истцы Аджимуратов С.А., действующий в своих интересах, и в интересах <данные изъяты> Аджимуратова Т.С., и Аджимуратов Р.С. не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Их представитель, действующая на основании доверенности Туватова Э.Ф., в судебном заседании поддержала уточненные и дополненные исковые требования и пояснила суду, что споров по данному домовладению не имеется, у ФИО2 был муж, но он умер. Осталась только дочь ФИО45 но и она умерла. Иных наследников у нее кроме детей. Истцов по делу, нет.

Ответчик, Администрация г.Оренбурга, в судебное заседание не явилась без уважительных причин, была извещена надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке заочного производства с вынесением заочного решения с согласия представителя истцов.

Заслушав лиц, участвующих в деле, специалиста ГУП <данные изъяты>, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из решения Исполнительного комитета Оренбургского Городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что узаконен самовольно возведенный в <данные изъяты> пристрой <данные изъяты> по <адрес> на имя ФИО11 Закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Разрешено ФИО11 отчуждение своего дома литер <данные изъяты> по <адрес> при наличии самовольно выстроенного дома другим совладельцам.

В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО44 проживающая по адресу: <адрес>, является наследницей имущества, оставшегося после смерти ФИО12, а именно: дома, находящегося в <адрес>, под номером , принадлежащего наследодателю на основании договора купли-продажи, удостоверенного 1-ой Оренбургской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ за и справки Оренбургского МИТБ от ДД.ММ.ГГГГ

Как видно из справки ГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ домовладение литер <данные изъяты> по <адрес> (по документу: <адрес>) зарегистрировано за ФИО44 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ . Законный жилой дом литер <данные изъяты> самовольно снесен. Сведениями об исключении его из реестра жилищного фонда и прекращении права собственности предприятие не располагает. Предъявлено распоряжение Главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении жилому дому литер <данные изъяты> почтового адреса: <адрес>, с выделом земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в самостоятельное домовладение. Возведенный жилой дом литер <данные изъяты> – одноэтажный, кирпичный, полезной площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со ст. 222 ч.3 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Как видно из Распоряжения Главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ р «О присвоении земельного участка в собственность по адресу: <адрес>», жилому дому литер <данные изъяты> по адресу: <адрес> присвоен названный адрес с выделом земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в самостоятельное домовладение из участка совместного пользования площадью <данные изъяты> кв.м.

Специалист ГУП <данные изъяты> ФИО13 суду пояснила, что договора застройки земельного участка в материалах инвентаризационного дела нет, но есть решение горисполкома, в котором говорится об узаконении самовольного пристроя за ФИО11 Затем, данный дом ФИО11 дарит дочери ФИО37 а она впоследствии продает ФИО12. Затем дом по наследству переходит ФИО2. На момент введения в наследство законный жилой дом представлял собой строение литер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. Литер представлял собой саманный одноэтажный дом, где <данные изъяты> – пристрой. При инвентаризации происходит учет <данные изъяты> – пристрой кирпичный. В <данные изъяты> году в ходе инвентаризации произвели учет сноса литер <данные изъяты>.

Поскольку ее пояснения подтверждены и документально, суд данные пояснения принимает как доказательство по делу.

Таким образом, после узаконения самовольного строения по решению Исполнительного комитета Оренбургского Городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. и выдела земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. земельный участок считается предоставлен первоначальным собственникам данного дома на законных основаниях. Право пользования земельным участком, возникшее у первоначального собственника дома, перешло к истцу в силу правопреемства.

Поскольку в силу действовавшего в тот период ГК РСФСР земельные участки предоставлялись на праве бессрочного пользования, то следует считать, что и при узаконении самовольного строения собственнику при закреплении земельного участка земля была предоставлена на праве бессрочного пользования.

Согласно ст.35 ч.1 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно п.3 ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Поэтому суд признает, что у истца имеется право пользования земельным участком по <адрес> на праве бессрочного пользования.

В судебном заседании свидетель ФИО14 показал, что Аджимуратову он приходится соседом. У него умерли все родственники. Аджимуратов, будучи в браке, построил дом со своей женой, своими собственными силами на свои денежные средства. на дом кроме Аджимуратова никто не претендует. На его земельный участок дом, построенный Аджимуратовым, заступа не имеет. Против самовольно возведенного строения не возражает, возражений по иску не имеет, конфликтов между соседями не имеется.

Свидетель ФИО15 суду показала, что она Аджимуратову доводится соседкой. Аджимуратовы приехали к родителям в ДД.ММ.ГГГГ и начали строить дом. У ФИО2 наследников нет, все умерли, в том числе и она сама. ФИО2 умерла тоже, у нее остались двое детей. Соседи никогда по поводу самовольно возведенных построек не возражали.

Данные показания суд принимает, так как они подтверждают доводы истцов, не противоречат материалам дела.

По заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта от ДД.ММ.ГГГГ № 56.ФБУЗ.01.01-07.2011-2659 жилой дом литер <данные изъяты> соответствует СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно заключению ОАО ПИ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилого дома литер <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в результате предварительного визуального обследования установлено, что инструментальное обследование не требуется; общее техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций обследуемого жилого дома оценивается как исправное и удовлетворяет требованиям строительных норм и правил; обследуемое строение обладает необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодно к нормальным условиям эксплуатации; прочность, устойчивость и долговечность конструкций обеспечена; обследуемое строение – жилой дом литер <данные изъяты> не создает угрозы для жизни и здоровья граждан.

По заключению Отдела государственного пожарного надзора по г.Оренбургу от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки строения (литер <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес> нарушений норм и правил пожарной безопасности не выявлено, однако, по сообщению Отдела надзорной деятельности по г.Оренбургу ГУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 1676-2-7-49 «О проведении консультации» жилой дом (литер <данные изъяты>), расположенный по адресу: <адрес> не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, ввиду того, что при проверке были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: расстояние до строений на соседнем участке составляет менее 15 метров.

Оценивая данное сообщение о несоблюдении противопожарных расстояний в 15 метров, суд считает, что данные нормы не могут быть соблюдены, поскольку дома расположены в районе сложившейся застройки, а соблюдение данных норм возможно лишь при реконструкции всего района.

Исходя из совокупности исследованных доказательств, суд считает, что исковые требования в части признания права собственности подлежат удовлетворению, так как истцом доказано, что он вместе с женой является застройщиками домовладения, возведенные постройки соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных и строительных норм и правил. Таким образом, суд приходит к выводу, что данный дом не нарушает интересы других лиц и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Согласно ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами в браке, является их совместной собственностью.

Согласно ст.39 СК РФ доли супругов при разделе имущества считаются равными.

При таких обстоятельствах, суд признает подлежащими удовлетворению требования о признании права собственности на жилой дом литер <данные изъяты> по <данные изъяты> доли за супругами Аджимуратовым С.А. и ФИО45 как за застройщиками.

Как видно из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО45 умерла ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

С учетом изложенного, суд включает <данные изъяты> долю домовладения, принадлежащую умершей, в состав наследственной массы после ее смерти.

Согласно свидетельствам о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Аджимуратов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Аджимуратов Т.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются сыновьями Аджимуратова С.А. (истца) и ФИО45., умершей ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

В связи с этим, суд признает право собственности за Аджимуратовыми Р. и Т. по праву наследования по <данные изъяты> доли на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> литер <данные изъяты> после смерти их <данные изъяты>ФИО45

Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Одновременно, учитывая, что законный дом литер <данные изъяты> по <адрес> был снесен, суд на основании ч.1 ст. 235 ГК РФ прекращает право собственности ФИО44 на него.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 234 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Аджимуратова С.А., действующего в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Аджимуратова Т.С., и Аджимуратова Р.С. удовлетворить.

Признать за Аджимуратовым С.А. и ФИО45 право собственности на самовольно возведенный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры <данные изъяты> (одноэтажный, кирпичный, общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м.) по <данные изъяты> доле за каждым.

Включить <данные изъяты> долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты> (одноэтажный, кирпичный, общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м.) в состав наследственной массы <данные изъяты>

Признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты> (одноэтажный, кирпичный, общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м.) за Аджимуратовым Т.С. и Аджимуратовым Р.С. по <данные изъяты> доли за каждым после смерти их ФИО45., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в порядке наследования.

Прекратить право собственности ФИО44 на снесенный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано путем подачи в Центральный районный суд г.Оренбурга ответчиком в течение 7 дней со дня получения копии решения заявления, а по истечении указанного срока - в течение 10 дней в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга путем подачи кассационной жалобы.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено: <данные изъяты>