РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89
Апелляционное определение
|
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Масаловой Т.К., Масалова В.И., Масаловой И.И. на решение мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 13.05.2010г. по гражданскому делу по иску Масаловой Т.К., Масалова В.И., Масаловой И.И. к департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
МасаловаТ.К., Масалов В.И., Масалова И.И. обратились к мировому судье 4 судебного участка Центрального района г. Новосибирска с иском к департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда. С учетом увеличения предмета исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истцы просили:
взыскать с ответчика в пользу истцов в равных долях сумму материального ущерба в общем размере 142783 рубля 76 копеек;
взыскать с ответчика в пользу истцов в равных долях моральный вред 195000 рублей.
Истцы указали на то, что с сентября 2007 года и по настоящий период времени семья Масаловых неоднократно обращалась с заявлениями и прилагаемыми к ним документами и необходимыми справками для получения субсидий по оплате услуг ЖКХ в районное подразделение Департамента социального развития обеспечения прав граждан на социальную защиту по Новосибирской области - отдел пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска. На свои обращения они получали отказы в назначении семье субсидий по оплате услуг ЖКХ и в выделении семье материальной помощи, несмотря на материальные затруднения в семье, которые появились с 1996 года и продолжаются по настоящее время. Размер материального вреда состоит из размера непредоставленных истцам субсидий по оплате услуг ЖКХ, размера затрат истцов на ритуальные принадлежности для умерших Масалова И.Ф. и Масалова А.И. и на ж/д билеты для поездки в республику Адыгея к месту захоронения Масалова И.Ф., размера затрат на обучение Масаловой И.И.
Решением мирового судьи 4 судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 13.05.2010 в удовлетворении исковых требований Масаловой Т.К., Масалову В.И., Масаловой И.И. к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказано.
Не согласившись с принятым мировым судьей решением, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят решение мирового судьи отменить, исковые требования удовлетворить.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 159 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно части 3 указанной статьи Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Положениями ч. 4 и ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ установлено, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса. При этом, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ч. 11 указанной правовой нормы орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Правительство Российской Федерации 14 декабря 2005 года Постановлением N 761 утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно п. 8 Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии;
д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). А также основным условием предоставления гражданам субсидии является отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и выполнение гражданами соглашений по её погашению (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).
Истцы неоднократно с 2006 года обращались в комиссию по назначению субсидий по оплате услуг ЖКХ администрации Ленинского района г. Новосибирска, в Отдел пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска с заявлениями и жалобами о назначении субсидий по оплате услуг ЖКХ, однако в предоставлении субсидии им было отказано на том основании, что Масаловой Т.К. не предоставлялся полный пакет документов.
Так, по ходатайствам отдела пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска (от 22.03.2010 № 705, от 26.03.2010 № 749 (л.д.61) вопрос о назначении субсидии был представлен на рассмотрение экспертной комиссии по вопросам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг департамента. По результатам рассмотрения личного дела истицы принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Правомерность отказа в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истице была подтверждена и обоснованна положениями п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (копия протокола № 1 от 14.04.2010 (л.д.66).
Материалами гражданского дела подтверждается, что Департаментом и отделом пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска до сведения истицы неоднократно доводилась информация о том, какие документы необходимо представить для рассмотрения данного вопроса. Однако, истица отказывалась представлять документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации членов семьи, а также документ, подтверждающий правовые основания владения жилым помещением, и требует предоставить субсидию без предъявления этих документов, ссылаясь на предоставление их при обращении в 2006 году.
В связи с реорганизацией Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области определением суда от 23.11.2010 произведена замена ответчика на Министерство социального развития Новосибирской области.
Министерство социального развития Новосибирской области, являясь областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляет государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении территориальных органов.
Согласно пп. 65 п. 9 Положения о министерстве, утвержденное постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.07.2010 № 203, в установленной сфере деятельности министерство обеспечивает предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На территории Новосибирской области созданы территориальные отделы департамента - отделы пособий и социальных выплат. Так, на территории Ленинского района г. Новосибирска создан отдел пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска (далее - отдел), который является органом специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере предоставления мер социальной поддержки населения на территории Ленинского района г. Новосибирска (п. 1 Положения об отделе пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска, утвержденное приказом департамента от 27.12.2007 № 868 «О создании территориального органа департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области.
Пунктом 3 Положения установлено, что отдел пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска обладает правами юридического лица.
Согласно п. 24 Положения территориальный орган имеет право быть истцом и ответчиком в судебных инстанциях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения отдел осуществляет в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, назначение, перерасчет и выплату пособий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, а также принимает решения об отказе в назначении, перерасчете и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, в том числе субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как установлено мировым судьей и пояснила истец, в качестве доказательства, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, она предъявляла ордер, договор социального найма она в отдел не представляла, поскольку заключать такой договор она не намерена. В предъявлении паспортов она не видит необходимости, поскольку ранее паспорта она уже предъявляла.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наступление убытков и их размер, противоправность поведения причинителя убытков и его вину, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими у истца последствиями.
Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела Масалова Т.К. не обращалась с заявлением об оказании материальной помощи в Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, в связи в чем верно сделан вывод об отсутствии нарушения Департаментом прав истца.
Учитывая отсутствие причинной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками, принимая во внимание, что истец не обращался к ответчику с заявлением о назначении ей субсидии и в суде первой инстанции истец не согласилась с заменой Департамента на надлежащего ответчика Отдела пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска, мировой судья верно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчика заявленного ущерба.
Мировой судья также верно дал оценку исковым требованиям о взыскании с ответчика затрат, связанных с обучением Масаловой И.И., как не основанных на законе и не подлежащими удовлетворению на том основании, что соответствии с действующим законодательством Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области не наделен полномочиями ни по финансированию обучающихся граждан, ни по возмещению затрат, связанных с получением гражданином образования.
Суд, учитывая, что полномочиями по назначению и выплате социального пособия на погребение наделен территориальный орган министерства - отдел пособий и социальных выплат Ленинского района г. Новосибирска, установил, что за оказанием материальной помощи на погребение и оплаты ритуальных услуг с соответствующим заявлением истцы к ответчику не обращались, в связи с чем правильно сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения.
Разрешая требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд также пришел к правильному выводу.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежных компенсаций указанного вреда.
Отказывая в удовлетворении этой части исковых требований, суд исходил из того, что действиями ответчика права истцов нарушены не были. Доказательств того, что в результате не предоставления льготы по оплате жилья, были нарушены неимущественные права истицы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, разрешая данный спор с учетом представленных письменных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания материального ущерба и морального вреда.
Суд второй инстанции считает, что мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд второй инстанции полагает, что решение мирового судьи отвечает требованиям закона, оснований для его отмены нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 224, 225, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 13.05.2010г. по гражданскому делу по иску Масаловой Т.К., Масалова В.И., Масаловой И.И. к департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит.
Судья В.А.Галина
Мотивированное определение составлено 21.03.2011г.