Дело № 11-27/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 11-27/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2012 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе

председательствующего судьи С.Л. Малахова

при секретаре Н.С. Цирукиной

рассмотрев в апелляционном порядке гражданское дело по иску Герасимович А. А., Ляш А. Ф., Федосова В. В., Штана Е. П. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недополученной пенсии,

у с т а н о в и л:

Герасимович А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недоплаченной пенсии в связи с увеличением оклада по воинскому званию за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. с учетом индексации на дату подачи заявления в общей сумме 5815 рублей 42 копеек. С аналогичными требованиями в суд обратились Ляш А.Ф., который просит взыскать с Военного комиссариата Новосибирской области недоплаченную пенсию в размере 11401 рубль 27 копеек, Федосов В.В. – 5815 рублей 42 копейки, Штана Е.П. – 7323 рубля 12 копеек.

Решением мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 13.09.2011 иск Герасимович А.А., Ляш А.Ф., Федосова В.В., Штаны Е.П. удовлетворен, с Военного комиссариата Новосибирской области в пользу истцов взыскана недополученная пенсия за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 с учетом индексации в заявленных суммах, судебные расходы.

Не согласившись с указанным решением Военный комиссариат Новосибирской области обратился в районный суд с жалобой, согласно доводам которой, при вынесении решения мировым судьей не применены положения ГПК РСФСР, действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений, в соответствии с которыми нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу. В связи с чем, оснований для перерасчета истцу за период с января по июнь 1999 года до вступления в законную силу решения Верховного суда РФ от 20.10.1999 года №ВКПИ 99-18 не имеется. Военный комиссариат не вправе самостоятельно определять иные размеры окладов по воинскому званию с 01.01.1999, так как это относится к компетенции Правительства РФ. Кроме того, военнослужащим, состоящим на службе, в период с 01.01.1999 по 30.06.1999 повышения окладов по воинскому званию не производилось, поэтому применять для пересмотра пенсий с 01.01.1999 указанное повышение окладов, не установленное законодательством, оснований не имеется.

В судебное заседание стороны не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд находит решение мирового судьи законным, обоснованным и не подлежащем отмене.

В соответствии со статьями 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию; назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Таким образом, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Удовлетворяя требования истца, мировой судья руководствовался положениями пункта 2 статьи 12 Закона РФ «О статусе военнослужащих», учитывая признание недействительными положений пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции» на основании Решения Верховного суда РФ от 20.10.1999 №ВКПИ 99-18. Суд апелляционной инстанции с такой позицией согласен по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абзац 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638, военнослужащим повышены с 1 января 1999 г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 г. установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.

В силу нормы абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 1 января 1999 г. окладов по воинским должностям. Данный Закон подлежал применению судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72, не предусмотревшие с 1 января 1999 г. увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.

То обстоятельство, что пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 г., вопреки доводам Военного комиссариата Новосибирской области, не препятствовало суду применить при разрешении иска норму абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.

Требование абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 1 января 1999 г. окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцам в соответствии с названным положением Закона.

Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцам, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Согласно ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Недоплаченная сумма пенсии подлежит взысканию с учетом индексации. Общая сумма задолженности с учетом суммы индексации составляет в отношении Герасимовича А.А. – 5815 рублей 42 копейки, в отношении Ляш А.Ф. – 11401 рубль 27 копеек, Федосова В.В. – 5815 рублей 42 копейки, Штаны Е.П. – 7323 рубля 12 копеек.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения мирового судьи и не находит оснований для его изменения или отмены.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 13.09.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Новосибирской области – без удовлетворения.

Судья С.Л. Малахов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200