Об индексации недополученной денежной суммы по пенсии



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

2278

/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25

июня

2010 г.

Судья Центрального районного суда города Новосибирска Зинина И.В.,

при участии:

секретаря судебного заседания

Туля О.Е.,

истца

Балобина С.В.

представителя ответчика

Голенковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балобина С.В. к Главному управлению внутренних дел по Новосибирской области о взыскании индексации недополученной денежной суммы по пенсии,

у с т а н о в и л:

Балобин С.В. обратился в суд с ГУВД по Новосибирской области и просил взыскать 284346 рублей 86 копеек индексации невыплаченных денежных сумм по пенсии с марта 2001 г. по октябрь 2009 г.

В обоснование своего иска Балобин С.В. указал, что работал начальником изолятора временного содержания ОВД в районе Крайнего Севера. 26 марта 2001 г. вышел на пенсию в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия) по достижению предельного возраста. Выплата пенсии производилась с учетом районного коэффициента в размере 60%. В июле 2009 г. обращался в Центр пенсионного обеспечения ГУВД по Новосибирской области по вопросу недоплаты пенсии из-за неправильного начисления районного коэффициента, который составляет 100%. 10 сентября 2009 г. с учетом нового заключения ему назначили пенсию с учетом районного коэффициента 2,0. Был произведен перерасчет пенсии за период с 26 марта 2001 г. по 30 сентября 2009 г. на сумму 186505 рублей 88 копеек. Однако, данная сумма не была проиндексирована с учетом индексов потребительских цен по Новосибирской области. Полагает, что в результате несвоевременной выплаты понес убытки от инфляции. Просит взыскать 284346 рублей с марта 2001 г. по октябрь 2009 г. из расчета 186505 рублей 88 копеек ( сумма произведенного перерасчета) х 252,46% (индекс потребительских цен с марта 2001 г. по октябрь 2009 г.) – 186505 рублей 88 копеек ( сумма перерасчета полученная истцом).

В ходе судебного разбирательства, с согласия истца была произведена замена ненадлежащего ответчика- Центр пенсионного обеспечения ГУВД по Новосибирской области на надлежащего ответчика –ГУВД по Новосибирской области л.д.41 оборот).

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала и дала пояснения в соответствии с письменными возражениями л.д.37,55-57). Просила о применении срока исковой давности.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Балобин С.В. является пенсионером МВД Российской Федерации с 26 марта 2001 г., что подтверждается копией пенсионного удостоверения л.д.27).

Истцу назначена и выплачивается пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Согласно заключения № 32/23911 от 20 апреля 2001 г. истцу назначена пенсия с учетом районного коэффициента 60%. л.д.28).

Из пояснений Балобина С.В. установлено, что на пенсию он вышел в Нижнеколымском улусе МВД Республика Саха (Якутия). После выхода на пенсию истец постоянно проживает в г. Бердске, его пенсионное дело также передано в ГУВД по Новосибирской области.

За период с 26 марта 2001 г. по сентябрь 2009 г. истцу выплачивалась пенсия с учетом районного коэффициента 1,6., а должна была выплачиваться с учетом районного коэффициента 2,0.

В соответствии с заключением Центра пенсионного обслуживания при МВД по Республике Саха (Якутия) № 63/7802 от 21 августа 2009 г. Балобину С.В. назначена пенсия с учетом районного коэффициента 100% л.д.46) и подлежит выплате с 26 марта 2001 г.

16 сентября 2009 г. Центром пенсионного обеспечения ГУВД по Новосибирской области пенсионеру Балобину С.В. был произведен перерасчет пенсии с учетом поступившего заключения с 26 марта 2001 г. по 30 сентября 2009 г. в сумме 186505 рублей 88 копеек л.д.47,48).

В ноябре 2009 г. данная сумма задолженности в размере 186505 рублей 88 копеек была зачислена на расчетный счет истца, что не отрицалась сторонами в судебном заседании.

Размер суммы долга сторонами не оспаривается, судом этот вопрос выяснялся.

Согласно статьи 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку ответственность за нарушение гражданско-правового обязательства предполагает реальное возмещение убытков, эти суммы должны были быть возвращены истцу с сохранением их покупательной способности, то есть с учетом индекса роста потребительских цен.

По требованию о взыскании убытков от инфляции, возникших в связи с несвоевременно полученной пенсией за период с 26 марта 2001 г. по 30 сентября 2009 г. суд приходит к следующим выводам.

Задолженность в сумме 186505 рублей 88 копеек, образовавшаяся за период с 26 марта 2001 г. по 30 сентября 2009 г., была выплачена ответчиком истцу 03 ноября 2009 г.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что расчет указанной суммы был произведен с учетом увеличения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, а отдельная индексация с учетом индексов потребительских цен законом не предусмотрена. Аналогичный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», то есть исходя из новых размеров должностного оклада.

Суд такой порядок индексации полагает неправильным, не соответствующим статье 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не восстанавливающим в полной мере покупательную способность невыплаченных своевременно денежных средств.

Пункт 8 вышеприведенного постановления Совета Министров-Правительства РФ устанавливает, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пункте 9 Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В данном случае значение содержащегося в Законе понятия "выплаты в связи с индексацией денежного довольствия" сводится в постановлении к значению понятия "увеличенные оклады денежного содержания (оклада по должности и воинскому званию)".

Таким образом, п. п. 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации в их взаимосвязи порождают правовую норму (правило), противоречащую по содержанию норме, закрепленной статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Так, по смыслу Закона при определении размеров пенсионного обеспечения военнослужащих учету подлежит индексация (повышение) всей суммы денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим, а по смыслу постановления - лишь отдельной его составной части (окладов денежного содержания и надбавок за выслугу лет). При этом Законом Правительству Российской Федерации в данном случае предоставлено полномочие лишь по определению порядка учета соответствующих выплат военнослужащим при расчете назначаемых и пенсий.

При таких обстоятельствах суд полагает требование истца о взыскании индексации с учетом инфляции и индекса потребительских цен отвечающим положениям статьи 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации и подлежащим удовлетворению.

Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные гарантии устанавливаются законом.

Несвоевременная выплата пенсии и не восстановление ее покупательской способности лишает истца права такой гарантии в связи с инфляцией денежных сумм. Индексация является механизмом, предназначенным для реализации принципа полного возмещения доходов граждан в условиях нестабильности цен. Для индексации денежных доходов граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги. Возможность индексации не ставиться в зависимость от вины должника, поскольку индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за неисполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери в условиях инфляционных процессов в государстве.

Определяя размер подлежащих взысканию в пользу истца убытков от инфляции, суд считает, что произведенный истцом расчет и полученная в результате него сумма в размере 284346 рублей 86 копеек необоснованны, поскольку расчет произведен путем перемножения общей суммы начисленной пенсии в размере 186505 рублей 88 копеек на индекс потребительских цен с марта 2001 г. по октябрь 2009 г. 252,46%.

Расчет убытков от инфляции следует рассчитывать путем последовательного перемножения ежемесячной суммы задолженности л.д.47) на индекс потребительских цен. Согласно произведенного судом расчета убытки от инфляции, возникшие в связи с несвоевременно выплаченной пенсией за период с 01 апреля 2001 г. по 30 сентября 2009 года составят 85060 рублей 98 копеек.

Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат убытки от инфляции, возникшие в связи с несвоевременно выплаченной пенсией с учетом районного коэффициента 2,0 за период с 01 апреля 2001 г. по 30 сентября 2009 г. в размере 85060 рублей 98 копеек.

Суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что истцу несвоевременно была выплачена пенсия с учетом районного коэффициента 2,0 не по вине ГУВД Новосибирской области, поскольку пенсия назначалась истцу в Республике Саха (Якутия), и именно там пенсионные органы допустили ошибку в назначении районного коэффициента.

Так, выплата пенсий пенсионерам МВД Российской Федерации обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение пенсионеров является Министерство внутренних дел Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации производят только начисление и перерасчет этих пенсий.

Также суд считает, что необоснован довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку заключение о назначении пенсии с учетом районного коэффициента 2,0 поступило в Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Новосибирской области 10 сентября 2009 г., перерасчет пенсии был произведен 16 сентября 2009 г.

Кроме того, согласно части 2 статьи 58 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в сумме 85060 рублей 98 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Балобина С.В. к Главному управлению внутренних дел по Новосибирской области о взыскании индексации недополученной пенсии - удовлетворить.

Взыскать с Главного управления внутренних дел по Новосибирской области в пользу Балобина С.В. убытки от инфляции, возникшие в связи с несвоевременно выплаченной пенсией за период с 01 апреля 2001 г. по 30 сентября 2009 года в размере 85060 рублей 98 копеек.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья И.В.Зинина

Мотивированное решение суда изготовлено 14 июля 2010 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200