РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89
Решение
Именем Российской Федерации
|
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Желонкина Г.В. к Министерству обороны РФ, военному комиссариату Новосибирской области о понуждении произвести перерасчет пенсии в связи с неправильным установлением оклада по воинской должности,
у с т а н о в и л :
Желонкин Г.В. обратился в суд с указанным иском, просит обязать Министерство обороны РФ произвести тарификацию должностного оклада, начиная с первого дня назначения ему пенсии с 01.02.1993г. по 30.04 2009г. по его воинской должности начальника 4-го отдела Дзержинского РВК г.Новосибирска; обязать военный комиссариат Новосибирской области произвести перерасчет пенсии за указанный период с увеличением оклада по воинской должности на 4 тарифных разряда за 197 календарных месяцев причинения вреда, исходя из размера пенсии, установленного на 01.10.2008г.; обязать военный комиссариат Новосибирской области производить выплату пенсии на будущее время исходя из 18 тарифного разряда; на основании ст.ст. 15, 393 ГПК РФ взыскать с военного комиссариата Новосибирской области реальные убытки, причиненные несвоевременной выплатой пенсии за оспариваемый период, в размере 108 797 руб. 20 коп.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Желонкин Г.В. является пенсионером обороны РФ с 06.10.1990г. Военным комиссариатом НСО ему начисляется и выплачивается пенсия. В связи с неправильным установлением оклада истцу по воинской должности, им недополучена пенсия за период с 01.02.1993г. по 30.04.2009г.
Истец проходил военную службу в районном военкомате на должности начальника 4-го отдела Дзержинского РВК. Штатом по этой воинской должности была установлена офицерская должность по 10 тарифному разряду с 1992г. Военный комиссариат, назначая пенсию по новому пенсионному закону № 4339-1 с 01.02.1992г., производил начисление пенсии исходя не из 10, а из 6 тарифного разряда.
В свою очередь второй ответчик военный комиссариат Новосибирской области ошибочно протарифицировал должностной оклад истца с 1992 года. Этими действиями причинил истцу ущерб.
Истец просит применить к правоотношениям сторон нормы гражданского права, требует исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков на основании статей 15 и 393 ГК РФ.
Истец Желонкин Г.В. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть заявление без его участия л.д.4).
Представитель ответчика – военного комиссариата Новосибирской области по доверенности Чуркин А.А. иск не признал по основаниям, изложенным в отзывах л.д.17-20, 42-43).
Представитель ответчика – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещался судом по месту нахождения.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что Желонкин Г.В. является пенсионером Министерства обороны РФ с 06.10.1990г., что подтверждается пенсионным удостоверением л.д.7).
Вопросы начисления и выплаты истцу пенсии регулируются Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Начисляется и выплачивается пенсия истцам военным комиссариатом Новосибирской области.
В соответствии со ст. 43 названного закона, в денежное довольствие для исчисления пенсий военнослужащим включается оклад по воинской должности в порядке, определяемом Правительством РФ.
Соответствующий порядок Правительством Российской Федерации установлен в постановлении от 22.09.1993г. № 941 «0 порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».
Абзацем 1 п.п.«а» п. 9 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 определено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца 2 указанного пункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Согласно редакции ст. 12 Федерального закона от 22.01.1993г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент издания вышеназванных нормативных правовых актов Российской Федерации, денежное довольствие военнослужащих состояло из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляли оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.
Размеры окладов по типовой воинской должности и воинскому званию, надбавок и выплат определялись Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определялся Министерством обороны РФ и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых законом предусматривалась военная служба.
Фактически получаемый оклад по воинской должности записывался в денежный аттестат (расчётную книжку) при увольнении. При этом в денежный аттестат (расчётную книжку) вносился только конкретный оклад по воинской должности, персонально установленный военнослужащему, что полностью соответствовало статье 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 и пункту 9 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941. Именно установленный конкретный оклад по воинской должности, а не тарифный разряд, подлежал включению в расчёт пенсии. Установление тарифных разрядов для пенсионеров нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, перерасчёт пенсий с 01.02.1993г. осуществлялся одновременно с установлением окладов по должностям военнослужащих, уволенных с военной службы ранее. При этом военнослужащим, уволенным до указанной даты, в том числе истцу, оклады по нетиповым воинским должностям устанавливались военными комиссариатами согласно имеющимся в расчётных книжках (денежных аттестатах) военнослужащих сведениям об их окладах на день увольнения с учётом уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, занимавших аналогичные должности при прочих равных условиях. Тарифные разряды по должностям уволенных военнослужащих не присваивались. Включение в расчёт на пенсию оклада в размере, соответствующем нижней границе оклада действующего военнослужащего (установленного от минимума до максимума), не противоречило существовавшей нормативной правовой базе, поскольку специальных нормативных актов по этому вопросу Правительством РФ и МО РФ не издавалось.
В последующем, начиная с 1993г., оклады по воинским должностям, подлежащим комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, не пересматривались, а только индексировались, в связи с чем, пенсии пересчитывались. Применяемые военными комиссариатами различные коды учёта машинной информации, способствовавшие удобству учёта и обработки сведений о размерах должностных окладов, тарифными разрядами по своему финансово-экономическому и нормативно-правовому содержанию не являются и не идентифицируются ни с конкретными пенсионерами, ни с их воинскими должностями, поскольку это не предусмотрено законодательством для лиц, уволенных с военной службы, и объясняется только применяемым в том или ином военном комиссариате программным продуктом.
Установленные конкретные персональные оклады по воинским должностям, в том числе для военнослужащих, уволенных с военной службы до издания постановления СМ РФ от 27.01.1993г. № 65, индексировались в в порядке, определяемом Правительством РФ.
Желонкин Г.В. уволен из рядов Вооруженных Сил РФ 05.10.1990г. с должности начальника 4-го отделения Дзержинского райвоенкомата г.Новосибирска л.д.32).
После увольнения истцу назначена пенсия за выслугу лет в размере 177 руб. 50 коп., исходя из должностного оклада - 355 руб. л.д.33).
В последствие должностные оклады истца не пересматривались, а индексировались в соответствии с порядком, установленным Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» внесены изменения в статьи 12 и 13 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся установления размеров окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям и процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Согласно указанному закону с 01.07.2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям установлены, в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Во исполнение Федерального закона, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002г. № 537 «0 денежном довольствии военнослужащих» утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих. Одновременно Правительству Российской Федерации поручалось установить с 01.07.2002г. конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.05.2002г. 49-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2002г. № 537 Правительством Российской Федерации 26.06.2002г. принято постановление № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих».
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации с 01.07.2002г. введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министерству обороны Российской Федерации применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Должность, занимаемая истцом при увольнении, является нетиповой. Следовательно, МО РФ устанавливает оклады по указанной воинской должности самостоятельно, руководствуясь едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов для типовых воинских должностей.
Проведение тарификации штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 28.12.2002г. № 180/21/424 возложено на Главное финансово-экономического управление Министерства Обороны Российской Федерации.
Для исчисления пенсий военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил РФ до и после 01.02.199Зг. оклады по типовым воинским должностям устанавливались военными комиссариатами в соответствии с Табелем соответствия основных типовых воинских должностей.
Главным финансово-экономическим управлением в октябре 2003г. в соответствии с Уточненным штатно-тарифным перечнем воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, во исполнение постановления Правительства РФ от 26.06.2002г. № 462 и принципом соотношения уровней размеров окладов по нетиповым воинским должностям размерам окладов по типовым воинским должностям, установленным ранее постановлением Правительства, оклад по воинской должности Желонкина Г.В. – начальника 4-го отделения Дзержинского РВК г.Новосибирска установлен должностной оклад соответствующий 16 тарифному разряду с 01.07.2002г.
Однако по 16 тарифному разряду пенсия стала выплачиваться истцу с 01.01.2007г. В связи с этим поручениями на единовременную выплату от 13.08.2009г. № 1609031 и от 12.02.2010г. № 1610988 Желонкину Г.В. произведена доплата пенсии исходя из разницы между 14 и 16 тарифными разрядами на общую сумму 14 525 руб. 10 коп.
(3959-3750)*1,65*0,65*1,2*54 мес. = 14 525 руб. 10 коп., где
3959 – должностной оклад по 16 тарифному разряду по состоянию на 01.08.2009г.,
3750 – должностной оклад по 14 тарифному разряду по состоянию на 01.08.2009г.,
1,65 – процентная надбавка за выслугу лет,
0,65 – основной размер пенсии (выслуга 25 лет),
1,2 – районный коэффициент.
Факт перечисления на лицевой счет Желонкина В.Г. данной суммы подтверждается указанными поручениями на единовременную выплату, истцом не оспорен.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для перечисления иных доплат истцу в связи с проведенной тарификацией.
В обоснование предложенного истцом способа перерасчета указываются ст. 15, 393 гк РФ. в соответствии со ст. 15 ГК РФ. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно быть исполнено.
Между тем, методика расчета увеличения обязательных выплат в соответствии с вышеприведенной нормой права законодательством не предусмотрена. В связи с чем, предложенный истцом способ перерасчета пенсии начиная с 01.02.1993г. по 30.06.2009г. в связи с увеличением оклада по воинскому званию истца по каждому календарному месяцу исходя из размера пенсии, исчисленной по состоянию на 01.01.2008 г., применить невозможно.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Несвоевременная выплата пенсии и не восстановление ее покупательской способности путем индексации лишает истцов такой гарантии в связи с инфляцией денежных сумм. Индексация является механизмом, предназначенным для реализации принципа полного возмещения доходов граждан в условиях нестабильности цен.
Индексация любых платежей в связи с задержкой обусловлена нарушением стороной, обязанной их выплачивать, своих обязательств и потому должна осуществляться в форме возмещения причиненного этим нарушением вреда. Необходимость полного возмещения вреда, нанесенного просрочкой социальных платежей, установлена ст. 53 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Истец не лишен возможности обратиться в суд с указанными требованиями и требовать восстановления покупательской способности недополученной пенсии в порядке, предусмотренном законом.
При таких обстоятельствах требования истца суд считает необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Желонкину Г.В. к Министерству обороны РФ, военному комиссариату Новосибирской области о понуждении произвести перерасчет пенсии в связи с неправильным установлением оклада по воинской должности – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Судья В.А.Галина
Мотивированное решение составлено 01.07.2010г.