РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89
Решение
именем Российской Федерации
|
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора города Новосибирска в интересах Коваля М.В. к мэрии г. Новосибирска, администрации Новосибирской области, Департаменту образования Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Новосибирска обратился в суд в интересах Коваля М.В. с иском к мэрии г. Новосибирска, администрации Новосибирской области, Департаменту образования Новосибирской области, просит обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Ковалю М.В., 11.07.1990г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Новосибирске по договору социального найма, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 15 кв.м.
В обоснование исковых требований истец указывает на то, что Коваль М.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте находился на полном государственном обеспечении. При жизнеустройстве несовершеннолетнего в учреждение жилье за ним не закреплялось, также он не имеет постоянного места жительства. Согласно приказу № 557-од от 29.04.2009г. Коваль М.В. поставлен на учет для получения жилой площади в счет общей очереди, номер в очереди - 40, состав семьи – 1 человек. Ответчик обязан предоставить Ковалю М.В. благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Новосибирской области от 15.12.2005г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» вне зависимости от наличия либо отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Новосибирска Фомин А.В. заявленный иск поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.
Истец Коваль М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал соответствующие пояснения.
Представитель ответчика – администрации Новосибирской области – по доверенности Осипов В.В., иск не признал, указав, что в администрации Новосибирской области нет жилого фонда, денежных средств на приобретение жилья администрация Новосибирской области не выдает, потому администрация области является ненадлежащим ответчиком.
Представители Департамента образования Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска, являющиеся ответчиками по настоящему делу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель Департамента образования Новосибирской области представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования признал, считая возможным требования удовлетворить л.д. 42-43).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что Коваль М.В. родился 11.07.1990г. Как указано в свидетельстве о рождении родителями Коваля М.В. являются Коваль Виктор Петрович и Коваль О.И. л.д. 10).
Согласно справки отдела ЗАГС Центрального района г. Новосибирска № 1442-к от 15.07.2010г. сведения об отце ребенка записаны со слов матери л.д. 67).
Согласно заключения главы Куйбышевского района НСО о целесообразности лишения родительских прав Коваль О.И., 03.07.1956г.р., № 02-14/555 от 21.03.2007г. справке отдела ЗАГС Центрального района г. Новосибирска № 1442-к от 15.07.2010г. л.д. 35, 67) мать Коваля М.В. – Коваль О.И. отказалась от ребенка 12.08.1990г., после чего на основании решения Калининского районного суда от 17.07.2007г. была лишена родительских прав л.д. 31, 32-33).
На основании решения исполнительного комитета Калининского районного совета депутатов г. Новосибирска от 02.10.1990г. № 213 Коваль М.В. был определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение л.д. 34).
В период с 02.10.1990г. по 01.09.1998г. Коваль М.В. являлся воспитанником Болотнинского детского дома Новосибирской области, далее с 01.09.1998г. был переведен в Чумаковскую (специальную) коррекционную школу интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Куйбышевского района НСО, что подтверждается соответствующей справкой л.д. 35). С 01.09.2007г. Коваль М.В. поступил на обучение в Доволенское ОГОУ НПО ПУ-98 по специальности «Мастер отделочных строительных работ» со сроком обучения 2 года л.д. 36, 39). После окончания обучения Коваль М.В. был направлен по месту выявления – в Калининский район г. Новосибирска л.д. 30).
27.03.2009г. истец обратился в администрацию Калининского района г. Новосибирска с заявлением о постановке его на учет по предоставлению жилой площади как ребенку-сироте л.д. 26).
Приказом администрации Калининского района г. Новосибирска от 29.04.2009г. № 557-од Коваль М.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота, составом семьи 1 человек, номер учета – 40 л.д. 25). По состоянию на 2009г. среди льготной очереди № 42 л.д. 24).
В настоящее время Коваль М.В. не работает, жилое помещение за ним не закреплено, проживает у своей знакомой, регистрации по месту жительства не имеет, потому не может встать на учет в службу занятости населения.
Суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Коваль М.В. имеет статус ребенка-сироты, поскольку его мать после рождения ребенка написала заявление, в котором отказалась от сына, была лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождения по указанию матери, сведения о месте жительства матери отсутствуют, а сам истец был помещен в государственное воспитательное учреждение и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).
В установленном порядке с 29.04.2009г. Коваль М.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Калининского района г. Новосибирска по месту своего рождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
До настоящего времени Ковалю М.В. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
При этом не имеет значения очередность Коваля М.В. в учетном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29.04.2009г. Доказательств неправомерности постановки на учет суду не представлено. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение истцу должно быть предоставлено вне очереди. Закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
Органом, обязанным предоставить Ковалю М.В. жилое помещение является мэрия г. Новосибирска в силу п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. № 94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Ковалю М.В. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области на условиях договора социального найма в размере не менее 15 м.кв. общей площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Ковалю М.В., 00 г.рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м., на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья В.А. Галина
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2010г.