О признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии



Дело №2-4177\2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«11» октября 2010года

Судья суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска Федорова Е.Д.

при секретаре Щуриновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободчикова И.В.к Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии, включении в специальный стаж периода работы спасателем, назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Слободчиков И.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии, включении в специальный стаж периода работы спасателем, назначении досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования и изложенные в нём доводы в полном объёме, дав пояснения в соответствии с исковым заявлением. Как следует из искового заявления, в период с 21.02.2005г. по 08.01.2008г. истец работал в Областном государственном учреждении «Аварийно-спасательная служба Новосибирской области» в должности спасателя 1 класса. В период с 09.01.2008г. по 23.03.2010г. истец работал в филиале Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области- «Аварийно-спасательная служба Новосибирской области» Новосибирский поисково-спасательный отряд – в должности спасателя 1 класса. Указанные периоды, по мнению истца, необоснованно не включены в специальный стаж УПФ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 3-6 исковое заявление).

Представители УПФ РФ в Центральном районе г.Новосибирска находят требования истца незаконными, необоснованными, просили отказать в удовлетворении иска в полном объёме. Суду представлены подробные письменные возражения УПФ РФ в Центральном районе, оглашённые в судебном заседании (л.д. 45-48).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы в полном объёме, не находит оснований для удовлетворения исковых истца. При этом суд исходит из нижеследующего.

Ст.56 ГПКРФ- Каждая сторона должна представить суду доказательства наличия тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

Судом установлено, что истец с 1993г. работал в должности спасателя 1,2 и 3 классов, в том числе, с 21.02.2005г. по 08.01.2008г. работал в Областном государственном учреждении «Аварийно-спасательная служба Новосибирской области» в должности спасателя 1 класса. В период с 09.01.2008г. по 23.03.2010г. истец работал в филиале Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области- «Аварийно-спасательная служба Новосибирской области» Новосибирский поисково-спасательный отряд – в должности спасателя 1 класса.

Истец в 2010г. обратился в Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска с заявлением и документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 24.03.2010 в соответствии с подпунктом 16 пункта 1статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( далее -закон), считая что у него есть необходимый специальный стаж в должности спасателя, то есть не менее 15 лет.

30.04.2010г. решением Комиссии УПФ РФ в Центральном районе г.Новосибирска истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как представленные истцом документы не свидетельствуют о наличии у него необходимо специального стажа работы, который должен составлять не менее 15 лет. (л.д. 8-14).

В соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 16 закона, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, которые проработали не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении 40 лет, независимо от возраста.

Согласно п.2 ст.27 закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная п.1 настоящей статьи, и правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 применяются перечни должностей и специальностей работников постоянно работавших спасателям в профессиональных аварийно -спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от

01.10.2001 №702, которым предусмотрены следующие должности и специальности: спасатель, спасатели 1,2,3 классов и спасатель международного класса.

Как следует из представленных в УПФР документов, истец работал в должности спасателя в различных организациях.

При оценке пенсионных прав Слободчикова И.В. в специальный стаж работ ему были зачтены периоды работы: с 07.07.1993 по 01.01.2004 в должности спасателя 1,2 и 3 классов в ФГУ «Алтайская поисково-спасательная служба» в должности спасателя 1,2,3 класса, с 05.01.2004 по 01.06.2004 в должности спасателя 1 класса в Западно-Сибирском поисково-спасательном отряде МЧС России им. В.В. Зюкова (филиал СРПСО МЧС России).

При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 16 п. 1 статьи 27 Закона не были включены периоды: с 21.02.2005г. по 08.01.2008г. в Областном государственном учреждении «Аварийно-спасательная служба Новосибирской области» в должности спасателя 1 класса, с 09.01.2008г. по 23.03.2010г., в филиале ГБУ НСО Центр ГО,ЧС и ПБ «Аварийно-спасательная служба Новосибирской области» в должности спасателя 1 класса, так как данные периоды работы подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, как работа на общих условиях, то есть отсутствует код льготы в реквизите «особые условия труда (код)», что противоречит п.2 статьи 13, п.2 статьи 14 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, п.37 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утверждённой Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п, и Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

24.07.2002 №555.

Кроме того, вышеперечисленные невключённые периоды работы протекали в организациях, которые не входят в организационную структуру МЧС России.

В общей сложности стаж на соответствующих видах работ по п.п. 16 п. 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ составляет 10 лет 10 месяцев 22 дня, то есть менее 15 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Продолжительность страхового стажа истца составляет: 16 лет 10 месяцев 23 дня.

Согласно Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшему до вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», спасатели, постоянно трудившиеся в :профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчинённости этих служб и формирований (пункт "л" части первой статьи 12 и 78.2).

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, работавшими не менее 15 лет спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сохранение за лицами, проработавшими не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении ими возраста 40 лет либо независимо от возраста права на досрочное назначение трудовой пенсии основано на учете существенной специфики выполняемых ими работ.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1). Статья 26.3 ФЗ от 06.101999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2), а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб. При этом согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 11 ФЗ от 21.12. 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов РФ.

Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям пенсионных органов.

Оценив с собранные по делу доказательства, суд находит обоснованным отказ УПФ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости с 24.03.2010г..

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 192-199, 209 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Слободчикова И.В. к Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии, включении в специальный стаж периода работы спасателем, назначении досрочной трудовой пенсии оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда- 03 ноября 2010года.

Судья Федорова Е.Д.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200