О взыскании недопулученной пенсии



российская федерация

центральный районный суд г.Новосибирска

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

08 сентября 2010 г.

Дело № 2-

1312

/2010

РЕШЕНИе именем российской федерации

Центральный районный суд г. Новосибирска, в составе:

председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.

при секретаре Дрондиной Н.Н.

с участием

истца Пахтусова В.А.

представителя истца Ткаченко В.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахтусова В.А. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недополученной пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец Пахтусов В.А. обратился суд с иском к Военному комиссариату Новосибирской области, в котором (с учетом уточнений) просит :

взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01 февраля 1993 года по 30 июня 2002 года в сумме 37 097 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.;

признать право Пахтусова В.А. на получение пенсии из расчета должностного оклада по 29 Тарифному разряду действующего военнослужащего с 01.01.2008г. и обязать ответчика рассчитать и выплатить недоплаченную пенсию.

В обоснование требований указал, что уволен из рядов Вооруженных Сил РФ 31.12.1988г. С этого времени находится на пенсионном обеспечении в Новосибирском областном военном комиссариате.

С 01.02.1993г. пенсия начислялась и выплачивалась из расчета должностного оклада 23700 руб. (оклад по 19,7 тарифному разряду), с чем не согласен истец считая, что с 01.01.1992г. оклад по должности с которую он занимал до увольнения с воинской службы тарифицировался по 21 тарифному разряду, что соответствует окладу 24000 - 25000 руб.

Считает, что пенсия с 01.02.1993г. должна исчисляться из должностного оклада 25000 руб., т.к. на момент увольнения получал оклад 220 руб., что являлось максимальным.

Кроме того, Директивой Генерального штаба РФ от 24.12.2007г. тарифный разряд по должности, с которой истец уволен с 01.01.2008г. изменен с 28 на 29, при этом пенсия выплачивается исходя из оклада по 28 тарифному разряду.

В судебном заседании истец Пахтусов В.А. и его представитель Ткаченко В.Д. иск поддержали, дали соответствующие пояснения.

Представитель ответчика Военного комиссариата Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, представил письменный отзыв (л.д.42-44, 49-51).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Проверив материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что Пахтусов В.А. уволен 31.12.1988г. с должности начальника 528 военного представительства МО по возрасту. (л.д.52)

Истец является пенсионером Министерства обороны РФ, что подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д.53).

Пахтусову В.А. Военным комиссариатом Новосибирской области назначена и выплачивается пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993г.).

Пенсия назначена с 01.01.1989г. и рассчитана из должностного оклада 220 руб. по последней занимаемой должности (л.д.53 об.)

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.07.1992г. №781 «О перерасчете пенсий пенсионерам из числа лиц офицерского состава…» пенсия истцу пересчитана с 01.08.1992г. и составила 5430 руб. (л.д.54)

С 01.02.1993г. в связи с существенным увеличением должностных окладов действующих военнослужащих и на основании ст.46 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу….» Военный комиссариат Новосибирской области произвел перерасчет пенсии Пахтусову В.А. исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. С 01.02.1993г. пенсия истцу пересчитана исходя из должностного оклада 23700 руб. (л.д.55-57)

При этом Военный комиссариат не устанавливал тарифных разрядов. Действующим законодательством такого права Военному комиссариату не было предоставлено.

С 1992 года по 30 июня 2002г. ни одним из действовавших в тот период времени законом или иным нормативным правовым актом установление тарифных разрядов для лиц, уволенных с военной службы, не предусматривалось.

Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. в денежное довольствие для исчисления пенсий военнослужащим включается оклад по воинской должности в порядке, определяемом Правительством РФ.

Соответствующий порядок установлен Советом Министров - Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. №941).

Абзацем 1 п.п. «а» п.9 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 определено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольстве, учитываемое при исчислении пенсий включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца 2 настоящего пункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 22 января 1993 г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», в редакции, действовавшей на момент издания вышеуказанного нормативного правового акта, денежное довольствие военнослужащих состояло из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляли оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных м и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Размеры окладов по воинской должности и воинскому званию, надбавок и выплат определялись Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствие определялся Министерством обороны РФ и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых законом предусматривалась военная служба.

Фактически получаемый оклад по воинской должности записывался в денежный аттестат (расчетную книжку) при увольнении. При этом в денежный аттестат (расчетную книжку) заносился только конкретный оклад по воинской должности, персонально установленный военнослужащему, как это предусмотрено ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. и пунктом 9 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941.

Именно установленный конкретный оклад по воинской должности, а не тарифный разряд подлежал включению в расчет пенсии.

Установление тарифных разрядов для пенсионеров нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусматривалось.

Верховный Суд РФ, проверяя законность подпункта «б» пункта 9 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 в своем решении от 15 января 2007г. по делу №ГКПИ06-1198 указал, что включение в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, оклада по последней штатной должности не противоречит требованиям Закона РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1 и не нарушает прав граждан на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. Все составляющие денежного довольствия учитываются на дату увольнения.

Как следует из материалов дела Пахтусов В.А. уволен из рядов Вооруженных Сил с должности с должности начальника 528 военного представительства МО. После увольнения истцу с 01.01.1989г. назначена пенсия за выслугу лет исходя из должностного оклада 220 рублей указанного в расчетной книжке на день увольнения в соответствии со статьей 60 приказа Министерства Обороны СССР от 26.11.1982г. №300, согласно которой пенсии исчисляются лицам офицерского состава из окладов денежного содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию.

Должность, занимаемая Пахтусовым В.А. является нетиповой.

Статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993г. предусмотрено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Таким образом, любой пересмотр размера пенсии может производится только в случаях и по основаниям, предусмотренных законодательством.

С 1992 года по 30 июня 2002г. ни одним из действовавших в этот период времени законом или иным нормативным правовым актом установление тарифных разрядов для лиц, уволенных с военной службы и приведение в соответствие с данным тарифным разрядом должностного оклада для дальнейшего пересмотра размера пенсии, не предусматривалось.

В обоснование своего требования о признании права на получение пенсии с 01.01.2008г. из расчета должностного оклада по 29 Тарифному разряду действующего военнослужащего Пахтусов В.А. истец ссылается на справку 156 военного представительства (л.д.12) из которой следует, что должность начальника военного представительства №528 с 02.02.1993г. тарифицировалась по 21 тарифному разряду, с 01.07.2002г. по 28 тарифному разряду, с 01.01.2008 по 29 тарифному разряду (основание : штат №31/604, директива ГШ 180/03/390 от 28.06.2002г., директива ГШ №314/08/3920 от 24.12.2007г.)

В тоже время в справке, выданной начальником 528 Военного представительства МО от 08.09.2003г. указано, что должность начальника ВП соответствует 28 разряду Уточненного штатно-тарифного перечня воинских должностей… и при этом ссылается на директиву МО РФ от 28.12.2002г.№180/21/424 и директиву Главного ФЭУ МО РФ от 28.03.03г. №180/8/204, т.е. приводит иные основания.

Давая оценку данным документам суд учитывает, что ст.59 Регламента Министерства обороны РФ», утв. приказом Министра Обороны РФ от 30.11.2006г. №100 установлено, что Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил, издаваемые по вопросам, отнесенным к его компетенции обязательны дл всего личного состава вооруженных Сил.

На момент выхода директивы ГШ №314/08/3920 от 24.12.2007г. истец был уволен из Вооруженных Сил РФ и на него данная директива не распространяется.

Федеральным законом от 07 мая 2002г. №49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» внесены изменения в статьи 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся установления размеров окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям и процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Этим Законом предусмотрено, что с 01 июля 2002г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям установлены в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

В соответствии с указанным Федеральным законом Указом Президента РФ от 01 июня 2002г. №537 «О денежном довольствии военнослужащих» утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и Табель соответствия воинский званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих.

Одновременно этим Указом Президента РФ поручалось Правительству РФ установить с 01 июля 2002г. конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07 мая 2002г. №49-ФЗ и Указа Президента РФ от 01 июня 2002г. №537 Правительством РФ 26 июня 2002г. принято постановление №462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», которым с 01 июля 2002г. введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министерству обороны Российской Федерации применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Следовательно, Министерство обороны РФ устанавливает оклады по указанной воинской должности самостоятельно, руководствуясь едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов для типовых воинских должностей.

Порядок проведения тарификации штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам определен директивой Министра обороны РФ от 29 декабря 2002г. №180/21/424 и возложен на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации.

До 01 июля 2002г. установление тарифных разрядов для пенсионеров нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусматривалось.

Обратной силы постановление Правительства РФ 26 июня 2002г. №462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» не имеет.

Также следует учесть, что занимаемая истцом на момент увольнения должность является нетиповой.

В связи с чем, справка 156 Военного представительства об установлении 29 тарифного разряда по должности начальника представительства №528 на основании директивы ГШ от 24.12.2007г. не может быть принята.

Допустимых и бесспорных доказательств обратного, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований

На основании ч.1 ст.100 ГПК РФ нет оснований для взыскания расходов по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В иске Пахтусову В.А. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недополученной пенсию за период с 01 февраля 1993 года по 30 июня 2002 года в сумме 37 097 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.; признании права на получение пенсии из расчета должностного оклада по 29 тарифному разряду действующего военнослужащего с 01.01.2008г., обязав ответчика рассчитать и выплатить недоплаченную пенсию - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья /подпись/ Пиотровская Ю.Е.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200