Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №2- | 5135 | /2010 |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
01 | ноября | 2010 г. |
Судья Центрального районного суда города Новосибирска Бутырин А.В.,
при участии:
секретаря судебного заседания истца представителя истца представителя третьего лица ОАО «Новосибхлеб» | Семеновой Е.Е., Гришиной Г.Ю. Сергеевой О.И. Рузановой О.И. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Гришиной Г. Ю. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Гришиной С. В., Гришина Е. В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области о признании права собственности на комнату в общежитии,
установил:
Гришина Г.Ю. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Гришиной С.В., Гришина Е.В. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, после уточнения исковых требований о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение общей площадью 22,1 кв.м – комнату, жилой площадью 17,7 кв.м, обозначенную на поэтажном плане как жилая комната, и кладовую, площадью 4,2 кв.м, обозначенную на поэтажном плане, расположенную на 6 этаже 9-этажного кирпичного дома в г. Новосибирске в размере по 1/3 доли за каждым.
В обоснование иска указала, что в 1984 г. администрацией ПО «Новосибхлебпром» для постоянного проживания ей было предоставлено жилое помещение в виде комнаты используемом в качестве общежития, который является собственностью РФ и включен в реестр федерального имущества. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 г. «О разграничений государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвыи Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» дом подлежал передаче в ведение органов местного самоуправления независимо от того, на чьем балансе он находился. Полагает, что занимаемое ее семьей жилое помещение подлежит передаче ей и несовершеннолетним детям в собственность на основании ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», поскольку они имеют право на приобретение указанного жилого помещения, проживая в нем на условиях социального найма. Дом фактически не является общежитием, она не связана трудовыми отношениями ни с собственником жилого помещения, ни с муниципальным образованием г. Новосибирска, в собственность которого подлежал передаче указанный дом. Комната ее семье предоставлена постоянно и они постоянно в ней проживают, в комнате находится мебель, бытовая техника, принадлежащая ей, весь дом не укомплектован предметами, необходимыми для проживания в общежитии (стол, кровать, стулья, постельное белье, шкафы и т.п.). Она оплачивает коммунальные услуги по тарифам, как за проживание на условиях социального найма.
В судебном заседании Гришина Г.Ю., ее представитель по доверенности Сергеева О.И. иск поддержали и дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители УФРС по Новосибирской области и органа опеки и попечительства в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика ОАО «Новосибхлеб» по доверенности Рузанова О.И. признала исковые требования.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Гришина Г.Ю., а также ее несовершеннолетние дети Гришин Е.В., Гришина С.В. проживают и зарегистрированы по месту жительства в общежитии, и занимают комнату, расположенную на 6 этаже кирпичного 9-этажного здания.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями паспорта Гришиной Г.Ю., Гришина Е.В., а также выпиской из домовой книги и выпиской из домовой книги или карточки прописки, справкой ПРЖЭУ ПКФ «Новосибхлеб» (л.д.7-11).
Истица с 01.09.1984 г. по 21.07.1985 г. проходила обучение в ТУ № 29 и в период обучения по ходатайству Хлебокомбината № 5 Гришиной Г.Ю. было предоставлено койко-место в комнате в общежитии коечного типа.
Впоследствии истице предоставлялось койко-место в комнате, а затем в виде 2 койко-мест в комнате, где она проживает до настоящего времени.
Жилое помещение в виде комнаты расположено в доме г. Новосибирска.
Вместе с истицей по данному адресу проживают её дети: Гришин Е. В., и Гришина С. В., которые право приватизации на территории г. Новосибирска по состоянию на 22.08.2008 года не использовали (л.д.107-109).
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Согласно указанному приложению к данным объектам относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу вышеприведенной нормы Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» №189-ФЗ от 29.12.2004г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведении е органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
При таких обстоятельствах требование истца Гришиной Г.Ю. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Гришиной С.В., Гришина Е.В. о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение общей площадью 22,1 кв.м – комнату, жилой площадью 17,7 кв.м, обозначенную на поэтажном плане как жилая комната, и кладовая, площадью 4,2 кв.м, обозначенная на поэтажном плане, расположенную на 6 этаже 9-этажного кирпичного дома в г. Новосибирске в размере по 1/3 доли за каждым, подлежит удовлетворению.
То обстоятельство, что истцы занимают спорное жилое помещение на условиях койко-мест, само по себе не может быть основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Как следует из материалов дела, истцы фактически пользуются изолированной комнатой № 165 без подселения других лиц, несмотря на то, что оплачивают жилую площадь за койко-места.
В ходе рассмотрения по делу не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что истцами произведены перепланировка и переустройство занимаемого помещения.
Определяя комнату, которая должна быть передана истцам в собственность, суд исходит из данных ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которым общая площадь жилого помещения, расположенного на 6 этаже 9-этажного кирпичного дома в г. Новосибирске, составляет 22,1 кв.м., жилая площадь 17,7 кв.м., вспомогательная площадь 4,2 кв.м., в том числе, жилая комната площадью 17,7 кв.м., обозначенная на поэтажном плане, и кладовая площадью 4,2 кв. м, обозначенная на поэтажном плане (л.д.97).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать за Гришиной Г. Ю., а также ее несовершеннолетними детьми Гришиной С. В., Гришиным Е. В. право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/3 доли за каждым на комнату общей площадью 22,1 кв.м., жилой площадью 17,7 кв.м, расположенную на 6 этаже 9-этажного кирпичного дома в г. Новосибирске, обозначенную на поэтажном плане как жилая комната площадью 17,7 кв.м., и кладовая, площадью 4,2 кв.м.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2010 года
Судья А.В.Бутырин