Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-5514/2010Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«18» ноября 2010г. г. Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Чистовой О.В.
при секретаре Беляковой С.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кутявина Василия Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав от 06.07.10г.,
установил:
Кутявин В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, просит признать незаконным отказ в госудасртвенной регистрации прав и обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию прав по заявлению №01/278/2010-236 от 06.05.2010г.
В судебное заседание явились: истец Кутявин В.В. на заявлении настаивает; ответчик Управление Росреестра по НСО в лице Поповой С.Н. по доверенности от 06.05.10г. сроком на 1 год с иском не согласны.
В судебное заседание не явился: 3 лицо ГУ Новосибирская КЭЧ извещены под расписку (л.д.14).
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотреть в отсутствие неявившегося 3 лица.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, иск не подлежит удовлетворению.
Судебным разбирательством установлено, что квартира по адресу: г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 163/8 кв.10 принадлежит на праве собственности РФ на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности».
Вышеуказанная квартира передана в оперативное управление государственному учреждению Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть. Право оперативного управления зарегистрировано Управлением Росреестра по НСО 19.11.2009г. в ЕГРП.
06.05.2010г. Кутявин В.В. обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности (л.д.43) на основании договора №195363 от 18.12.2009г. передачи в собственность граждан квартиры, согласно которого именно ГУ Новосибирская КЭЧ передала квартиру заявителю (л.д.37).
Из разъяснений Пленумов ВСРФ и ВАС РФ, соджержащихся в п.5 Постановления от 29.04.2010г. №10/22 следует, что в соответствии с п.1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абз.5 п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, ст.295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Таким образом, поскольку переход права оперативного управления к Кутявину В.В. не возможен, сторона договора – ГУ Новосибирская КЭЧ после подписания договора приватизации обязана прекратить право оперативного управления в ЕГРП. Только после прекращения данного вещного права возможна государственная регистрация права собственности Кутявина В.В. на указанную квартиру, т.к. в противном случае возникает противоречие вещных прав.
В соответствии с п.1 ст.16 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Прекратить право оперативного управления и зарегистрировать право собственности заявителя без соответствующего заявления от стороны договора самостоятельно Управление Росреестра не вправе в силу указанных норм права.
О том, что Кутявин В.В. знал о наличии правообладателя на квартиру свидетельствует факт, что им самим предоставлялась в пакете документов выписка из реестра федерального имущества, в которой данные сведения отражены.
Довод заявителя о том, что опубликованный перечень документов не содержит такого документа как «заявление на прекращение права оперативного управления» не соответствует ни обстоятельствам дела, ни требованиям ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Так п.2 ст.17 вышеназванного закона не содержит перечня необходимых для регистрации документов, а лишь указывает на недопустимость истребования у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим законом. Заявление о прекращении или переходе права предусмотрено п.1 ст.16 указанного закона, в связи с чем требование государственного регистратора является законным и обоснованным.
Кроме того, ни один перечень документов, в том числе размещенный на официальном сайте не может быть исчерпывающим и является примерным, поскольку необходимый пакет документов для государственной регистрации может быть обусловлен правовым статусом субъекта, особенностями объекта недвижимости, видом сделки, которая подлежит регистрации и т.п.; и формируется в каждом конкретном деле правоустанавливающих документов исходя из требований правовых актов и сложившихся правоотношений.
Размещение какой-либо информации на официальном сайте Управления Росреестра не является официальным опубликованием, как указывает заявитель, поскольку перечни документов являются примерными и не имеют нормативного характера, а Управление Росреестра по НСО не обладает правотворческой компетенцией.
Довод заявителя о том, что предоставление документов является его правом, а не обязанностью, а является обязанностью Управления по сбору необходимых документов не соответствует требованиям вышеназванного закона, поскольку прекращать чьи-либо вещные права на недвижимое имущество без волеизъявления правообладателя Управление Росреестра не вправе.
В соответствии с п.1 ст.19 заявителю направлялось письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации с указанием необходимости предоставить заявление о прекращении права оперативного управления (л.д.8). По истечении месячного срока, установленного законом, принято решение об отказе в государственной регистрации (л.д.6). То обстоятельство, что заявитель не получал корреспонденцию, направленную по указанному им адресу, не свидетельствует о нарушении его прав Управлением Росреестра по НСО, т.к. на государственного регистратора возлагается обязанность направить письменное уведомление, что и было сделано 01.06.2010г.
На основании изложенного суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кутявина Василия Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав от 06.07.10г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в 10 дней.
Судья Чистова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 19.11.2010г.