Об обязании выплачивать компенсацию



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

5008

/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22

ноября

2010 г.

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Бутырина А.В.,

при участии

секретаря судебного заседания

истца

представителя ответчика

Семеновой Е.Е.,

Абрашкина А.А.,

Захаровой К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрашкина А. А. к Военному комиссариату Новосибирской области о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения,

установил:

Абрашкин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Новосибирской области о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения, в котором он просил обязать Военный комиссариат Новосибирской области выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения с 04 августа 2009 года до момента фактического получения постоянного жилья.

Из искового заявления следует, что с 2000 года истец состоит в базе данных компьютерного учета в ГУ Новосибирская КЭЧ в категории «Бесквартирный». С 03.08.2009 года он исключен из списков войсковой части 75141 в связи с увольнением в запас по состоянию здоровья. В период прохождения военной службы в Новосибирском гарнизоне с 13 апреля 2000 года и после увольнения в запас служебным или постоянным жильем он не обеспечивался. Проживает с семьей в составе 4-х человек в двухкомнатной квартире в г.Новосибирске, которую занимает на основании договора аренды, арендная плата составляет десять тысяч рублей, не считая расходов на оплату электроэнергии.

До увольнения с военной службы истец ежемесячно получал денежную компенсацию за поднаем жилья. После увольнения в запас, несмотря на то, что жилой площадью его не обеспечили, выплаты были прекращены. Обратившись в военный комиссариат по месту воинского учета по вопросу выплаты денежной компенсации, истец получил отказ. После чего обратился в центр социального обеспечения Военного комиссариата Новосибирской области, где ему предложили сдать документы для оформления выплаты. 9 февраля 2010 года на заявлении истца была написана положительная резолюция, однако 15 февраля 2010 года ему был вручен документ с отказом в выплате. Истец полагает отказ военного комиссариата необоснованным, поскольку он встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, а потому имеет право на получение денежной компенсации.

В ходе рассмотрения по делу истец уточнил свои исковые требования в части размера компенсации и просил обязать Военный комиссариат Новосибирской области выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере 5400 рублей в месяц.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Военного комиссариата Новосибирской области по доверенности Захарова К.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменный отзыв, который приобщен к материалам дела. Как следует из отзыва и пояснений представителя ответчика, Абрашкин А.А. на учет в КЭЧ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий встал в 2000 году. Законодательством закреплено, что обязательным условием компенсации за наем жилья является постановка на учет до 1 января 2005 года нуждающихся в улучшении жилищных условий в организациях, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. КЭЧ в список данных организации не входит, а в органах местного самоуправления Абрашкин А.А. на учет не вставал, в связи с чем, у него отсутствует право на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с приказом командира войсковой части 75141 от 19.05.2009 года № 91 майор Абрашкин А. А., командир 2 дисциплинарной роты, уволенный с военной службы приказом Командующего войсками Сибирского военного округа от 29 декабря 2008 года № 0247 в запас по состоянию здоровья (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с 3 августа 2009 года исключен из списков личного состава части и направлен на учет в ВК Кировского и Ленинского районов г.Новосибирска (л.д.6).

Как следует из справки ГУ Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть (ГУ Новосибирская КЭЧ), истец состоит в базе данных компьютерного учета в ГУ Новосибирская КЭЧ на получение жилой площади с 13.04.2000 года в категории «Бесквартирный», служебной жилой площадью и общежитием не обеспечивался (л.д.7).

08.02.2010 года Абрашкиным А.А. на имя начальника отдела ВК НСО по Кировскому и Ленинскому районам подано заявление о выплате с 04 августа 2009 года ему и членам его семьи денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, находящегося по адресу: г.Новосибирск, ул.Зорге, фактические затраты на наем (поднаем) жилья составляют 10000 рублей, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Новосибирской КЭЧ. На указанном заявлении имеется положительная резолюция от 09.02.2010 (л.д.8).

Военным комиссариатом Новосибирской области от 15.02.2010 года истцу было отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в связи с тем, что согласно постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и приказа Минобороны РФ от 16.06.2005 года № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909», указанная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, в то время, как истец уволен из рядов ВС РФ с 03.08.2009 года (л.д.5).

В то же время суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд, в силу части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года № 5-П).

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона.

В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909, гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53).

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, утвержденного приказом Министерства обороны РФ от 16.06.2005 года № 235 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее именуется - денежная компенсация) выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях (далее именуются - граждане, уволенные с военной службы), и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы (далее именуются - члены семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы), за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации

Суд полагает, что довод ответчика о том, что поскольку истец не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, то не имеет права на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, не может быть принят во внимание, поскольку истец, проходя военную службу, встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Новосибирской квартирно-эксплуатационной части, которая, как следует из ответа от 28.10.2010 года № 4569, является органом, ведущим учет действующих военнослужащих, а также военных пенсионеров, на момент увольнения не обеспеченных жилой площадью. При этом военнослужащие, состоящие на компьютерном учете в КЭЧ на момент увольнения и необеспеченные постоянной площадью, остаются в списках очередников до получения жилой площади на основании приказа МО РФ № 80 (2000 года).

Как следует из ответа ГУ Новосибирской квартирно-эксплуатационной части от 08.11.2010 года № 4633 Абрашкин А.А. состоит на получение постоянной жилой площади в ГУ Новосибирская КЭЧ с 13.04.2000 года, на данный момент ему распределена 3-х комнатная квартира в жилом доме по адресу военный городок строительный шифр 28/1-жд-1.

Таким образом, в настоящее время жилое помещение истцом не получено, что также подтверждается справкой ГУ Новосибирской квартирно-эксплуатационной части от 08.11.2010 года № 4632 о том, что Абрашкин А.А. состоит в базе данных компьютерного учета в ГУ Новосибирская КЭЧ на получение жилой площади в категории «Бесквартирный».

Порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054.

В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 (далее – Инструкция) военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом.

Согласно пункта 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). Пункт 27 Инструкции определяет, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. В силу пункта 28 Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

При этом согласно пункту 31 Инструкции военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае, в том числе, получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из вышеустановленных обстоятельств, истец был поставлен на учет неждающихся на учет в улучшении жилищных условий в период прохождения им военной службы 13.04.2000 года в соответствии с требованиями Инструкции.

Согласно пункту 20 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 21 Правил учета на основе полученного учетного дела принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников.

Такой порядок постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилых помещений соответствуют положениям статей 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Правил учета в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Содержание этого пункта во взаимосвязи с положениями пунктов 20 и 21 Правил учета указывает на то, что пересылка документов учетного дела уволенного с военной службы гражданина осуществляется для решения органом местного самоуправления по вновь избранному этим гражданином постоянному месту жительства вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.

При таких данных сохранение за гражданином, уволенным с военной службы, права на получение жилья при смене места жительства не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки его на этот учет по прежнему месту жительства.

Иное противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органами местного самоуправления нуждающихся в жилых помещениях граждан на учет в порядке очередности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Абрашкин А.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим порядком при прохождении им военной службы, а потому в соответствии с действующим законодательством, как не получивший до настоящего времени жилого помещения, имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. То обстоятельство, что Абрашкин А.А. не был поставлен на учет нуждающихся в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, по мнению суда, не может служить основанием для отсутствия у него права на указанную денежную компенсацию, поскольку нарушало бы его права в сравнении с иными категориями нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных в запас.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, а также в постановлении от 3 февраля 2010 г. № 3-П законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Те обстоятельства, по которым войсковая часть 75141 не направила учетное дело истца в органы местного самоуправления для учета истца в категории нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также причины ненаправления данных документов, в настоящее время не могут быть проверены судом, вследствие расформирования указанной войсковой части. Кроме того, данные обстоятельства сами по себе, по мнению суда, не могут влиять на права истца в части получения денежной компенсации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Абрашкина А.А.

При определении размера и порядка выплаты денежной компенсации, подлежащей взысканию в пользу истца, с 04.08.2009 года, то есть с даты, следующей за днем исключения истца из списков войсковой части, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653) в других городах и районных центрах - 3600 рублей (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653). Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при условии совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы 3 и более членов семьи.

Как следует из представленных истцом документов, совместно с истцом проживают члены его семьи – жена Абрашкина И. Ю., дочь – Абрашкина А. А., а также несовершеннолетний сын Абрашкин А. А..

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 5400 рублей (3600 рублей + 1800 рублей), начиная с 04.08.2009 года и до даты фактического обеспечения истца жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Абрашкина А. А. к Военному комиссариату Новосибирской области о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Новосибирской области выплачивать Абрашкину А. А. денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере 5400 (пять тысяч четыреста) рублей с 04 августа 2009 года до фактического получения Абрашкиным А. А. постоянной жилой площади.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2010 года.

Судья А.В.Бутырин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200