О признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Гражданское дело №2-4862-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.12.2010г. г.Новосибирск

Центральный районный суд г.Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Чистовой О.В.

при секретаре Беляковой С.О.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Солнечное» о признании незаконным отказа Администрации Новосибирского района НСО ДНТ «Солнечное» в выборе земельного участка под дачное строительство на земельном участке площадью 5-6 га расположенного на острове Галечник Мочищенского сельсовета Новосибирского района НСО, оформленный письмом №5924/01-12 от 24.05.2010г., обязании устранить допущенные нарушения путём обеспечения выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании.

установил:

23.08.2010г. Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Солнечное» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Новосибирского района НСО ДНТ «Солнечное» в выборе земельного участка под дачное строительство на земельном участке площадью 5-6 га расположенного на острове Галечник Мочищенского сельсовета Новосибирского района НСО, оформленный письмом №5924/01-12 от 24.05.2010г., обязании Администрацию Новосибирского района НСО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ «Солнечное» путём обеспечения выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании площадью 5-6 га расположенного на острове Галечник Мочищенского сельсовета Новосибирского района НСО под дачное строительство ДНТ «Солнечное» и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В судебном заседании представитель ДНТ «Солнечное» в лице Савиной М.А. по доверенности от 15.04.2010г. сроком на 3 года (л.д.14) на заявлении настаивала.

Администрация Новосибирского района в лице представителя Архиповой Т.С. по доверенности от 18.08.2010г. сроком на 1 год (л.д.16) с заявлением несогласна, представила письменный отзыв (л.д.17, 46)

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства устанавливается настоящим кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», обеспечение граждан дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Статья 14 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регламентирует порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений.

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Согласно п.п. 1,2 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

Указанный порядок заявителем не был соблюден

Согласно п.8 ст.31 решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Заявитель указывает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, не решает вопроса о предоставлении земельного участка под строительство и не является гарантией предоставления земельного участка в последствии. Однако, согласно п.2 ст.32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, исходя из анализа законодательства, с ходатайством о выборе земельного участка в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (в данном случае – Администрация Новосибирского района Новосибирской области) должен обратиться орган местного самоуправления, который по месту жительства граждан определил потребность граждан в земельных участках для ведения дачного хозяйства. Доказательств такого обращения заявителем не представлено.

В данном случае заявитель, сформировав персональный состав членов ДНТ «Солнечное», не обращаясь в МО Мочищенский сельсовет, в ведении которого находится испрашиваемый земельный участок, напрямую обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области, в ведении которого находится фонд перераспределения земель с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения ДНТ «Солнечное» на территории о. Галечник Мочищенского сельсовета.

Кроме того, ст. 31 Земельного кодекса РФ регулирует порядок выбора земельных участков для строительства и устанавливает в п.1, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В представленном ДНТ «Солнечное» заявлении не указано обоснование размера земельного участка, а именно списки членов дачного некоммерческого товарищества, заверенные главой администрации Мочищенский сельсовет, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок.(л.д.6)

В соответствии с ч.2 ст.31 Земельного Кодекса РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Таким образом, данная норма предусматривает, что при рассмотрении заявления должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта, в том числе, данные об участке, как объекте недвижимости, соответствие градостроительным, и иным требованиям, применимым к рассматриваемой территории, и учет действующей документации государственного кадастра недвижимости и землеустройства (в т.ч. предполагаемое размещение объекта не должно противоречить ранее утвержденным границам земельных участков, охранных зон, проектам межевания и иным документам по планировке территории, данным о разрешенном использовании, ограничениях и обременениях в использовании земельных участков и т.д.).

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конкретизируя положения Земельного кодекса РФ, администрацией Новосибирского района Новосибирской области, как органом местного самоуправления муниципального района, в рамках своих полномочий был принят нормативный правовой акт, а именно, Положение «О порядке предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области», утвержденное решением 36-й сессии Совета депутатов Новосибирского района 19.02.09г. и опубликованным в газете «Приобская Правда» №8 (324) от 06.03.2009г. (в редакции Положения от 24.06.2010г.).

В соответствии со статьей 4.1. раздела IV Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области», к заявлению о выборе земельного участка прилагаются следующие документы:

- план-схема земельного участка;

- ситуационный план земельного участка;

- сведения о наличии (отсутствии) арестов и обременений;

- сведения о наличии (отсутствии) строений;

- сведения о наличии (отсутствии) коммуникаций;

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

- расчет площади испрашиваемого земельного участка, выполненный лицензированной организацией;

- технико-экономическое обоснование проекта строительства;

- кадастровый план территории.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели предоставляют заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (для юридических лиц), а также выписку из протокола заседания (решения) уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя или доверенность представителя.

Следовательно, заявителем при подаче заявления о выборе земельного участка, кроме того, не были представлены документы, перечень которых указан в нормативно-правовом акте органа местного самоуправления, а именно: расчет площади испрашиваемого земельного участка – список членов дачного некоммерческого товарищества, заверенный главой сельсовета, технико-экономическое обоснование проекта строительства

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения и земли водного фонда. Земли, указанные в п.1 ст. 7 Земельного кодекса РФ должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Для дачного строительства гражданам и их объединениям предоставляются земли из земель сельскохозяйственного назначения (статья 78, 81 Земельного Кодекса РФ).

Исходя из смысла п.п. 1,2 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» выбор и предоставление земельных участков для дачного строительства осуществляется из фонда перераспределения земель.

Ст. 80 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что данный фонд создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него.

Таким образом, земельный участок для дачного строительства может быть предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения, тогда как в данном случае, испрашиваемый земельный участок относится к землям водного фонда, что подтверждается представленным заявителем кадастровым паспортом земельного участка.

Согласно п.4 ст. 102 Земельного кодекса РФ порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.8 Водного Кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, администрация Новосибирского района, как орган местного самоуправления муниципального района, не вправе распоряжаться земельными участками, относящимися к федеральной собственности.

В соответствии с п.2, 5, 6 статьи 31 Земельного Кодекса РФ независимо от того, обладает ли орган местного самоуправления правом предоставления соответствующего земельного участка, обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Однако, исходя из смысла ч.2 ст.31 Земельного Кодекса РФ, в случае если осуществляется выбор земельного участка, распоряжаться которым орган местного самоуправления не вправе, акт выбора выдается органом местного самоуправления по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти. На территории Новосибирской области распоряжение федеральным имуществом осуществляется Территориальным Управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по НСО, которое в администрацию Новосибирского района обращение о выдаче акта выбора д.н.т. «Солнечное» не направляло.

Кроме того, в соответствии с ч.6 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, отсутствуют нормы, обязывающие орган местного самоуправления предоставить земельный участок, так как Земельным Кодексом РФ предусмотрен также и отказ в предоставлении земельного участка.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира являются водоохранными зонами. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В прибрежной защитной полосе запрещается, среди прочего, распашка земель.

Согласно Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. При осуществлении данной деятельности, невозможно обойтись без распашки земель, следовательно, предоставление земельного участка для размещения дачного товарищества в пределах прибрежной полосы водного объекта фактически даст возможность нарушать установленные федеральным законодательством ограничения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Дачного некоммерческого товарищества «Солнечное» о признании незаконным отказа Администрации Новосибирского района НСО ДНТ «Солнечное» в выборе земельного участка под дачное строительство на земельном участке площадью 5-6 га расположенного на острове Галечник Мочищенского сельсовета Новосибирского района НСО, оформленный письмом №5924/01-12 от 24.05.2010г., обязании устранить допущенные нарушения путём обеспечения выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании- отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в 10 дней.

Судья Чистова О.В.

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200