Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-3196/2010 | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
23 декабря 2010 года г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе
Председательствующего судьи С.Л. Малахова
при секретаре А.В. Адаменко
истца Т.А. Виноградовой
представителей ответчика Е.М. Фирдман
М.А. Кунгурцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой Т.А. к Министерству финансов РФ, Министерству социального развития Новосибирской области, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возмещении убытков, компенсации морального вреда
у с т а н о в и л:
Виноградова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, после нескольких изменений размера исковых требований, окончательно просит взыскать с Министерства финансов РФ в свою пользу компенсацию вреда, причиненного несвоевременной действиями и бездействиями МЧС России, департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области в размере 947712 рублей 60 копеек, в том числе 147512 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 800000 рублей, судебные расходы.
В обоснование своих требований истец указала, что 12.03.2007 г. она обратилась в Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области с заявлением на выдачу удостоверения единого образца как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поскольку МЧС России удостоверение в 3-х месячный срок, установленный Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не выдало, Виноградова Т.А. обратилась в суд за понуждением к выдаче данного удостоверения. Решением от 27.01.2009 г. Центральный районный суд г. Новосибирска обязал МЧС России выдать Виноградовой Т.А. соответствующее удостоверение. Однако, удостоверение было истцу выдано 23.10.2009 г. Виноградова Т.А. полагая, что несвоевременная выдача удостоверения причинила ей за период с 12.03.2007 г. по 23.10.2009 г. убытки в идее неполучения мер социальной поддержки (неполучения единовременной денежной выплаты, недополученной пенсии, переплаты электроэнергии) и морального вреда, обратилась в суд за взысканием с Министерства финансов РФ денежных средств за убытки и компенсацию морального вреда.
В судебном заседании представитель ответчика Министерство финансов РФ М.А. Кунгурцева, действующая на основании доверенности, иск не признала, предоставила суду письменный отзыв, в котором указала, что иск заявлен к Министерству финансов как ненадлежащему ответчику, поскольку МЧС не выдало своевременно удостоверение и МЧС России является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах своей компетенции (л.д.84-86).
Представитель ответчика Министерство социального развития Новосибирской области Е.М. Фирдман, действующая на основании доверенности, иск не признала ссылаясь, что в действиях Министерства вины установлено не было, в связи с этим оно не мне является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, МЧС РФ ранее направил в суд отзыв, в котором указал, что право истца на получение удостоверения возникло с момента вступления в законную силу решения суда от 07.02.2009 г., а своевременно по решению суда выдать удостоверения было невозможно по причине фактического отсутствия бланков удостоверений, также просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.42-45).
Определением суда от 23.12.2010 г. ответчик Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области был заманен на правопреемника Министерство социального развития Новосибирской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам, что исковые требования удовлетворения не подлежат.
Судом установлено, что 12.03.2007 г. Виноградовой Т.А. было подано заявление в Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области о выдаче удостоверения единого образца, поскольку в период с 01.01.1957 г. по 31.12.1963 г. она проживала в с. Новониколаевка Рубцовского района Алтайского края и подверглась радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне суммарной (накопительной) дозой облучения свыше 25 сЗв (бэр) (л.д.18).
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 27.01.2009 г., вступившим в законную силу 07.02.2009 г., на МЧС России возложена обязанность выдать Виноградовой Т.А. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (л.д. 12-14).
Удостоверение серии СП № 64628 Виноградовой Т.А. было выдано 23.10.2009 г. (л.д.20).
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, проживавшим в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), предоставляются соответствующие меры социальной поддержки, к которым относятся в частности, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная выплата в установленном законом размере (статьи 2, 4.1 указанного Закона).
Меры социальной поддержки предоставляются момента предъявления гражданином удостоверения единого образца (статья 5 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 849, утверждены Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии с пунктом 2 Правил, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Согласно пункта 5 Правил, выдача удостоверений по форме, согласно приложению осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее 3 месяцев со дня подачи в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, указанных в п. 3 Правил (в том числе документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни, утвержденные Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания).
Признание гражданина подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в данном случае является основанием для получения права на соответствующие социальные выплаты, но реализация этого права имеет обязательный заявительный характер.
Наступление ответственности согласно статьей 1069 Гражданского кодекса РФ обусловлено наличием виновных действий органа государственной власти, причинивших вред, а также прямой причинной связи между указанными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
В данном случае нормативные акты, регулирующие порядок назначения ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости и назначение ежемесячной денежной выплаты, устанавливают обязательную подачу гражданами заявлений установленного образца о назначении соответствующей выплаты и возможность ее назначения лишь с момента подачи указанных заявлений (п. 3,7 Правил выплаты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 882, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 8, 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. № 294).
Истец не представила доказательств в подтверждение того, что ранее обращалась с такими заявлениями. Таким образом, при отсутствии заявления, не было оснований для назначения указанных выплат.
Поэтому прямая причинная связь между невыдачей МЧС РФ удостоверения и неполучением указанных выплат отсутствует, то есть, не установлено одно из условий наступления ответственности согласно статьей 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы истца в том, что в результате незаконного бездействия Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которое законом возложена обязанность своевременно выдать лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удостоверения единого образца, она не могла обратиться в органы, осуществляющие выплаты компенсаций, и в связи с этим понесла убытки, суд находит не состоятельными, по тем основаниям, что отсутствие удостоверения не препятствовало обращению с заявлением установленного образца.
Также, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению и в связи со следующими выводами.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда, в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российская Федерация, казны субъекта РФ, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган.
Пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, может быть дополнительно определен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации является федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу незаконными действиями государственных органов либо должностными лицами этих органов, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Министерство финансов Российской Федерации, не является ни финансовым органом, ни главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности. В данном случае истец предъявляет исковые требования к Министерству финансов РФ, полагая, что на данный государственный орган возложена обязанность по возмещению вреда в соответствии статьи 1069 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, в качестве надлежащего ответчика по данному искудолжно выступать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Поскольку, суд полагает, что по вышеизложенным мотивам данные исковые требования не могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ, а истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика, настаивает на исковых требования к Министерству финансов РФ, иск заявлен к ненадлежащему ответчику и удовлетворению не подлежит.
Из права каждого на защиту его прав и свобод и на обеспечении государством потерпевшему доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (статьи 46 и 52 Конституции РФ) не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральными законами.
Что касается требований истца о возмещении морального вреда, причиненного ему несвоевременной выдачей МЧС РФ, удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, то данное требование основано на нарушении материальных прав, в связи с чем, возникшие правоотношения не могут регулироваться статьей 151 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда только в том случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Из содержания части 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ следует, что неимущественными, не материальными правами признаются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и др.
Поскольку исковые требования истцом заявлены о защите имущественного права, оснований для компенсации морального вреда суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.А. - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Судья С.Л. Малахов
Мотивированное решение изготовлено 12.01.2011 г.