Об оспаривании незаконных действий



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

Решение

Именем Российской Федерации

16 марта 2010г.

Центральный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи

секретаря судебного заседания

с участием:

представителя заявителей

Дело № 2-307/2010

Дело № 2-308/2010

Галиной В.А.,

Галкиной Е.В.,

Моисеева С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела по заявлениям Стефаненковой В.В., Егопцева Е.Г. о признании незаконным действия (бездействия) Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска,

у с т а н о в и л :

Егопцев Е.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) ДЗИО мэрии г. Новосибирска, просит обязать ДЗИО мэрии г. Новосибирска утвердить схему расположения земельного участка 54:35:061410:9 (А), площадью 996 кв.м., и выдать кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 1-я Шоссейная, 21.

В обоснование заявленных требований указал, что после подготовки необходимых документов несколько раз обращался в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлением об изготовлении кадастрового паспорта и предоставлении земельного участка в собственность. Однако на все обращения получал ответы, в которых было указано, что предоставленные проекты границ земельного участка отклоняются от согласования.

Стефаненкова В.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) ДЗИО мэрии г. Новосибирска, просит обязать ДЗИО мэрии г. Новосибирска утвердить схему расположения земельного участка 54:35:061045:9 (А) и выдать кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Штурвальная, 87.

В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что несколько раз обращалась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлениями о согласовании границ земельных участков. На все обращения получала ответы, в которых было указано, что предоставленные схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: ул. Штурвальная, 87, в Ленинском районе г. Новосибирска, не могут быть утверждены.

Заявители считают, что указанные действия комитета незаконны, поскольку ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ обязывает орган местного самоуправления со дня поступления заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.

Определением суда от 16.03.2010г. указанные гражданские дела были объединены в одно производство (т. 2 л.д.49).

В судебное заседание заявители Егопцев Е.Г. и Стефаненкова В.В. не явились, были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заявителей по доверенности Моисеев С.Ф. в судебном заседании требований поддержао, дал пояснения. аналогичные доводам заявления.

Представитель ДЗИО мэрии г. Новосибирска в суд не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя заявителей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодексаРоссийской Федерацииземельным участком является частьземной поверхности, границыкоторойопределены в соответствии сфедеральными законами.

Кадастровый учет осуществляется всвязис образованием илисозданиемобъекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением егосуществования (снятие сучетаобъектанедвижимости) либо изменением уникальных характеристик объектанедвижимости илилюбых указанныхвпунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "Огосударственном кадастре недвижимости").

Согласно пункту 5 статьи 1 ипункту 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственномкадастре недвижимости" всоответствии суказаннымЗаконом осуществляется кадастровыйучет земельных участков, притом, чтокаждый объект недвижимости, сведения окотором внесенывгосударственныйкадастр недвижимости, имеетне повторяющийся во времениина территории Российской Федерациигосударственныйучетный номер.

Постановка на учет иснятие сучетаобъекта недвижимости, атакжекадастровый учет всвязисизменением уникальных характеристикобъектанедвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящимФедеральнымзаконом, на основаниипредставляемых ворган кадастрового учетазаявленияо кадастровомучетеинеобходимых всоответствии снастоящимФедеральным закономдляосуществлениятакого учетадокументов.

Статьей 20 указанного Закона установлено, что сзаявлениямиокадастровом учетевправе обратиться указанные вчастях 2 - 6 настоящейстатьи лица илиих представители, действующие всилу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Способы образованияземельныхучастков указанывст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, земельныеучасткиобразуются при разделе, объединении, перераспределении земельныхучастков иливыделе из земельныхучастков, атакжеиз земель, находящихсявгосударственной илимуниципальнойсобственности.

Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодексаРФ установлено, чтовслучае, если не осуществлен государственныйкадастровыйучет земельного участкаиливгосударственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения оземельномучастке, необходимые длявыдачи кадастрового паспорта земельного участка, органместного самоуправления на основаниизаявлениягражданина илиюридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии сп. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ "Огосударственном кадастре недвижимости", кадастровые картыпредставляют собойсоставленные на единой картографической основе тематические карты, на которыхвграфической формеитекстовойформевоспроизводятся кадастровыесведения оземельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, опрохождении ГосударственнойграницыРоссийской Федерации, ограницах междусубъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Моментом возникновениясуществованияземельного участкакакобъектагосударственного кадастрового учетавсоответствующих границах является дата внесения соответствующей записи вЕдиный государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона "О государственномземельномкадастре").

В пункте 5 статьи 14 Закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ содержится понятиекадастрового плана, которыйпредставляет собойтематический план кадастрового квартала илииной указаннойвсоответствующем запросетерритории впределах кадастрового квартала, которыйсоставленна картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

Согласно ПриказуМинюстаРФ от 19.03.2008 N 66 "Об утвержденииформ кадастровойвыписки оземельномучасткеикадастрового планатерритории" схемарасположения земельного участкана кадастровом планеможетбыть разработана на основе планаземельныхучастков, расположенныхвкадастровом квартале.

В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "Огосударственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровыйучет осуществляется всвязисобразованием или созданиемобъектанедвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением егосуществования (далеетакже - снятие сучетаобъекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристикобъектанедвижимости илилюбыхуказанныхвпунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет иснятие сучетаобъекта недвижимости, атакжекадастровый учет всвязисизменением уникальных характеристикобъектанедвижимости осуществляются, если иное не установлено данным Федеральнымзаконом, на основании представляемых ворганкадастрового учетазаявленияокадастровомучетеинеобходимыхвсоответствии с настоящим Федеральным законом для осуществлениятакого учета документов.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ приобрести права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут граждане-собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, на основании заявлений, а также лица, которым такие участки принадлежат на праве безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, то есть цели приобретения земельного участка.

Судебным разбирательством установлено, что жилые дома, расположенные в г.Новосибирске по адресам: ул.1-я Шоссейная 21а, ул.Шоссейная 21 и ул. Штурвальная, 87 возведены заявителями самовольно без каких-либо разрешений, правоустанавливающие документы на земельные участки отсутствуют.

Согласно данным государственного технического учета и технической инвентаризации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на земельном участке по ул. Шоссейная, 21, 21а располагаются два индивидуальных жилых дома, владельцами которых по данным учтены Егопцев Н.Ф. и Егопцева З.В., которыми правоустанавливающие документы на дома не представлялись (т. 2 л.д. 14).

21.07.2008г., 01.09.2008г., 02.04.2009г. Егопцев Е.Г. обращался в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлениями об изготовлении кадастрового паспорта и предоставлении земельного участка в собственность (т. 2 л.д. 21). Однако комитет по земельным ресурсам и землеустройству отказал заявителю в согласовании границ земельного участка (т. 2 л.д. 22-23), поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право собственности заявителя на индивидуальные жилые дома № 21, 21а по ул. Шоссейной в Ленинском районе г. Новосибирска.

На земельном участке по ул. Штурвальная, 87, располагается индивидуальный жилой дом, владельцем которого по данным государственного технического учета и технической инвентаризации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» значится Стефаненков Н.С., при проведении инвентаризации правоустанавливающие документы на дом не представлялись (т. 1 л.д. 10-11).

15.09.2008г., 29.12.2008г., 30.03.2009г. Стефаненкова В.В. обращалась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлениями о согласовании границ земельных участков. Однако комитет по земельным ресурсам и землеустройству отказал заявителю в согласовании границ земельного участка (т. 1 л.д. 15), поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право собственности заявителя на индивидуальный жилой дом № 87 по ул. Штурвальной в Ленинском районе г. Новосибирска.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч.1 ст. 254 ГПК РФ)

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд полагает, что оспариваемые заявителями отказы Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в утверждении схемы земельных участков и выдаче кадастровых паспортов были совершены в пределах и полномочиях указанного органа, а с учетом отсутствия у заявителей каких-либо документов, подтверждающих правомерность владения жилыми строениями, нельзя признать права и свободы граждан нарушеными.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявлений Стефаненковой В.В., Егопцеву Е.Г. о признании незаконным действия (бездействия) Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.А. Галина

Мотивированное решение составлено 19.07.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200