РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89
Решение
Именем Российской Федерации
|
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Цамалаидзе М.Е. к открытому акционерному обществу «Росгосстрах», Министреству финансов РФ о взыскании компенсации на страховые взносы,
у с т а н о в и л :
Цамалаидзе М.Е. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах-Сибирь» о взыскании страховой суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1500000 рублей. Истец неоднократно уменьшала размер исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые на момент рассмотрения гражданского дела с учетом их уменьшения составили 8743 рубля 45 копеек.
Иск мотивирован тем, что Злобина М.Е. (в настоящее время Цамалаидзе) является выгодоприобретателем по договору страхования к бракосочетанию, заключенному 25.12.1986 между Главным управлением государственного страхования СССР и страхователем Злобиным Евгением Юрьевичем. Поскольку страхователем страховые взносы были оплачены, согласно порядка и условий договора страхования, который предусматривает выплату страховой суммы при вступлении в зарегистрированный законный брак или по достижению 25 летнего возраста, у выгоприобретателя возникло право на получение страховой суммы, составляющей 1000 рублей. Злобина М.Е. вступила в законный брак в 2005 году, в связи с чем имеет право на ее получение. Истец, получив после обращения с иском в суд компенсацию в размере 1504 рубля по страховым взносам, переданным по договорам личного страхования и не согласившись с ее размером, изменила предмет исковых требований, настаивает на увеличении полученной компенсации по взносам с учетом изменения индекса потребительских цен, который на момент подачи иска по сравнению с 1995 годом составил 1816924,1%. В обоснование требования ссылается на положения статей 4-7 Федерального закона от 10.05.1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», предусматривающими применение понятия «долговая стоимость» в целях защиты сбережений граждан, которая определяется из соотношения покупательной способности валюты Российской Федерации в текущий момент времени и покупательной способности валюты СССР в 1990 году. Полагает, что сумма компенсации должна составлять 10247 рублей 45 копеек, а за вычетом перечисленной суммы с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 8743 рубля 45 копеек.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 27.03.2009 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Росгосстрах-Сибирь» надлежащим ОАО «Росгосстрах».
01.06.2009 по ходатайству истца судом привлечено в качестве соответчика Министерство финансов РФ.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований, дала соответствующие пояснения.
Ответчик ОАО «Росгосстрах» в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Ранее ответчик представлял суду письменный отзыв, согласно которому считает исковые требования необоснованными и сформулированными в силу неправильного толкования законодательства Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание также не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, указав, что Министерство Финансов РФ не является надлежащим ответчиком.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что 25.12.1986 Злобин Е.Ю. заключил договор страхования к бракосочетанию (свадебное) в пользу Злобиной М.Е. сроком на 9 лет с января 1987 года по декабрь 1995 год, согласно которому Злобина М.Е. имеет право получить от Госстраха денежную сумму после 31 декабря 1995 года при вступлении в зарегистрированный брак или по достижении 25-летнего возраста. Страховая сумма определена в размере 1000 рублей, с уплатой Злобиным Е.Ю. страховых взносов в размере 9 рублей 40 копеек за каждый календарный месяц (страховое свидетельство серии 00020 № 827284, дело № 047884-54 (л.д.7).
Выгодоприобретатель по договору страхования к бракосочетанию Злобина М.Е. заключила брак 07 октября 2005 года, в результате которого Злобиной была присвоена фамилия Цамалаидзе (свидетельство о заключении брака серии I-ET № 671363, выданное 07.10.2005 (л.д.8).
Порядок выплаты страховой суммы по истечении строка страхования к определялся Правилами страхования к бракосочетанию (свадебное), утвержденными Министерством финансов СССР 29.05.1985 № 80.
Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 № 2014 было ратифицировано Соглашение о создании содружества независимых государств, которым был денонсирован Договор о Союзе ССР 1992 года и вступившее для Российской Федерации в силу 12.12.1991. Это предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия его законов и ликвидацию его органов. В Декларации, подписанной президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины на встрече 21.12.1991 констатировалось, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.
В целях обеспечения прав, гарантированных статьей 35 Конституции РФ, Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» был определен порядок восстановления сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады (взносы) в организациях государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР, организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 01 января 1992 года.
Согласно названному Федеральному закону государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности указанных денежных сбережений (статья 1), относимых к внутреннему государственному долгу (статья 2), обеспеченному государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации (статья 3).
Таким образом, ОАО «Росгосстрах» не несет ответственность за восстановление и обеспечение сохранности денежных средств по обязательствам, возникшим между истцом и организацией государственного страхования СССР.
Статьей 12 того же закона закреплено, что порядок перевода, а также виды, условия и формы обслуживания указанных долговых обязательств и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами. Статья 13 названного закона предусматривает, что управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.
С 1998 года расходы на финансирование вышеуказанных долговых обязательств предусматриваются федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год.
Так, статьей 18 Федерального закона РФ от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены средства на компенсационные выплаты различным категориям граждан по долговым обязательствам Российской Федерации.
На основании пункта 7 этой статьи порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2009 г. № 267 были утверждены Правила осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе «Российская государственная страховая компания» и обществах системы Росгосстраха), являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Этими Правилами определен размер и порядок компенсационных выплат.
Выплата компенсации осуществляется в размере остатка (взносов) по состоянию на 01 января 1992 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) и дополнительной компенсации в таком же размере.
В соответствии с пунктом 7 Правил на ОАО «Росгосстрах» возложена обязанность принимать решение об осуществлении компенсационных выплат по вкладам (взносам), представлять в Управление Федерального казначейства по Рязанской области заявки на перечисление средств для осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам), содержащие необходимые для перечисления средств реквизиты.
В соответствии с Положением о Расчетном центре компенсационных выплат ОАО «Росгосстрах» (РЦКВ ОАО «Росгосстрах»), утвержденном приказом ОАО «Росгосстрах» № 57 от 18.04.2007, одной из функций, созданного в 2007 году РКЦВ ОАО «Росгосстрах», является оказание услуг по выплате отдельным категориям граждан РФ компенсаций по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования. РЦКВ ОАО «Росгосстрах» является обособленным структурным подразделением общества, не является самостоятельным юридическим лицом.
Таким образом, ОАО «Росгосстрах» осуществляет компенсационные выплаты по долговым обязательствам за счет средств федерального бюджета через РЦКВ ОАО «Росгосстрах», находящийся в г. Рязани.
Согласно представленным сведениям РКЦВ ОАО «Росгосстрах» суммы компенсаций по договору не выплачивались, сумма уплаченных страхователем Злобиным Е.Ю. по договору страхования к бракосочетанию (страховое свидетельство серии 00020 № 827284, дело № 047884-54) ежемесячных взносов в размере 9 рублей 40 копеек за период с января 1987 года по декабрь 1991 года по состоянию на 01 января 1992 года, составила 564 рубля (60 месяцев * 9 рублей 40 копеек).
В соответствии с Указом Президента СССР от 06.05.1991 № УП – 1914 взносы, уплаченные по договорам страхования на 01.03.1991 увеличивались на 40%, в связи с чем сумма за период январь 1987 года - конец февраля 1991 года составила 188 рублей (50 месяцев*9 рублей 40 копеек * 0,4).
Поскольку по настоящему договору страхования ранее никакие компенсации не выплачивались, то сумма компенсации в размере остатков вкладов взносов составила 752 рубля (564 рубля +188 рублей), в связи с чем дополнительная компенсация также составила 752 рубля.
Таким образом, согласно вышеуказанным Правилам осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, размер компенсации должен состоять из остатка (взносов) по состоянию на 01 января 1992 г. и дополнительной компенсации в таком же размере, что составляет 1504 рубля (752 рубля+752 рубля).
Судом установлено, что заявление Цамалаидзе М.Е. РКЦВ ОАО «Росгосстрах» было включено в заявку на выплату компенсации и направлено в УФК по Рязанской области для перечисления денежных средств. Денежные средства в размере 1504 рубля поступили на счет Цамалаидзе 27.05.2009 (л.д.289,290).
Суд, принимая во внимание надлежащее исполнение ОАО «Росгосстрах» и РКЦВ ОАО «Росгосстрах» своих обязательств в части выплаты предусмотренной законом компенсации по долговым обязательствам Российской Федерации и реализацию истцом права на получение компенсации в размере гарантированном ей государством, полагает, что действиями ответчика ОАО «Росгосстрах» право истца не нарушено и не подлежит защите в судебном порядке.
Относительно требования истца о взыскании увеличенной компенсации с учетом изменения индекса потребительских цен, то суд также не находит законных оснований для его удовлетворения, при этом исходит из следующего.
В соответствии с законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховая выплата, это денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Компенсационные выплаты, представляют собой выплаты, призванные возместить ранее понесенные потери или нанесенный ущерб, по существу являются денежным возмещение недополученного дохода.
Таким образом, компенсационной выплатой является платеж, осуществляемый в силу закона при невозможности исполнения договора страхования.
Согласно нормам, установленным Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» восстановление и обеспечение гарантированных сбережений граждан Российской Федерации, являющимися государственным внутренним долгом Российской Федерации, производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации – государственные ценные бумаги. При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства величина номинала этих обязательств приравнивается первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада.
Закон также определяет порядок установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, так, в статье 6 определено, что при переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивается к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада. В то время как для гарантированных сбережений граждан, созданных после 1 марта 1991 года, номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты.
Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения. Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 года, покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году (статья 4 названного Закона).
Поскольку Злобин Евгений Юрьевич заключил договор страхования к бракосочетанию (свадебное) в пользу Злобиной М.Е. в 1986 году, суд считает, что к страховым взносам, внесенным страхователем по состоянию на 01 января 1992 года в сумме 564 рубля, не применяются положения вышеуказанного закона в части порядка определения номинала с учетом покупательной способности денежных средств, поскольку сбережения Злобина по договору страхования к бракосочетанию считаются созданными до 1 марта 1991 года.
Кроме того, согласно Правилам осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования, выплата компенсации осуществляется в размере остатка (взносов) по состоянию на 01.01.1992 исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, учитывая признание государством страховых взносов государственным внутренним долгом, существующий в Российской Федерации порядок восстановления сбережений и управления внутренним долгом, а также приведенные нормы закона, предусматривающие порядок установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании компенсации с учетом инфляции удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, принимая во внимание нормы Федерального закона РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» о том, что управление внутренним долгом Российской Федерации по целевым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти РФ, и нормы Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, в соответствии с которым Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, которое не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом в силу Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", суд полагает, что Министерство финансов РФ не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, своими действиями не нарушает права истца, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Цамалаидзе М.Е. к открытому акционерному обществу «Росгосстрах», Министреству финансов РФ о взыскании компенсации на страховые взносы – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Судья В.А.Галина
Мотивированное решение составлено 11.01.2011г.