Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-269/2011 | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
17 февраля 2011 года г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе
Председательствующего судьи С.Л. Малахова
При секретаре С.И. Нестеровой
С участием
Истца И.В. Плотникова
Представителя истца Д.А. Тухватулина
представителя третьего лица В.В. Прокудиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плотникова И. В. к мэрии г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Плотников И. В. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, просит предоставить ему жилое помещение в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 21.03.1989 г. № 237-74.
В обосновании своих требований истец пояснил, что он был уволен из Вооруженных сил в октябре 1989 г. по сокращению штатов. Календарная выслуга на момент увольнения составила 8 лет 5 месяцев. В декабре 1990 г. Плотников М. В. стал на очередь на получение жилья в Центральном районе г. Новосибирска, однако до настоящего времени истцу квартира не предоставлена.
26.07.2010 г. по ходатайству представителя мэрии г. Новосибирска к делу в качестве третьих лиц были привлечены Администрация Новосибирской области и Администрация Центрального района г. Новосибирска.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика представить ему жилое помещение общей площадью не менее 18 кв. м.
В судебном заседании представитель истца Тухватулин Д. А. исковые требования поддержал в полном объеме с учетом внесенных уточнений.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела под роспись.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Новосибирской области исковые требования не признала полностью, дала пояснения в соответствии с отзывом на иск. (л.д. 75-76).
Представитель третьего лица Администрации Центрального района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, факсимильной связью поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. (л.д. 82)
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Плотников И. В. уволен из Вооруженных сил СССР по статье 59 пункт «в» по сокращению штатов с должности заместителя командира танковой роты по вооружению 000 гвардейского танкового полка 0 гвардейской танковой дивизии на основании приказа Министра обороны СССР № 0899 от 27.08.1989 г. На момент увольнения календарная выслуга лет составила 8 лет 5 месяцев.(л.д. 5). 06.10.1989 г. согласно приказу командира войсковой части 00000 № 00 Плотников И. В. с 03.10.1989 г. исключен из списков личного состава части, со всех видов обеспечения и направлен в Лепельский ОГВК Витебской области (л.д. 6).
Согласно удостоверению в/ч 00000 от 06.10.1989 г. за № 000 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 № 237-74, от 20 января 1960 года № 74, Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193, Плотникову И.В. предоставлена льгота (обеспечение жилой площадью в одном из населенных пунктов, избранном им после увольнения со службы) ( л.д.4).
В соответствии с выписки из решения № 000 от 18.12.1990 г. Плотников И.В., с семьей из 4 человек, был зачислен на очередь на получение жилой площади. (л.д.3) Номер льготной очереди – 33.
Согласно письма Комитета по жилищным вопросам мэрии г.Новосибирска № 0-0000 от 10.07.2003 г., Плотникову И.В. было разъяснено, что военнослужащие, уволенные в запас и в отставку до 31.12.1992 г. и имеющие выслугу 5 и более лет в календарном исчислении имеют право на жилищную льготу, но не на получение Государственного жилищного сертификата и субсидии (л.д. 85).
Также согласно ответу Администрации Центрального района г. Новосибирска № 000 от 27.08.2010 г. общая очередь в улучшении жилищных условий Плотникова И. В. – № 337, льготная - № 1. (л.д. 86).
Согласно письму от 05.05.1997г. в ответе на запрос Лепельского городского исполнительного комитета администрация Центрального района г. Новосибирска сообщает, что Плотников И. В. с 18.12.1990 г. зачислен в очередь на получение жилой площади с составом семьи 4 человека. В сентябре 1996 г. истец обратился в Отдел учета и приватизации жилья с просьбой об изменении состава семьи в связи с разводом и пропиской в г. Новосибирске Жилая площадь Плотникову И.В. будет предоставлена после предъявления справки о сдачи жилья (л.д. 50).
Таким образом, факт постановки 18.12.1990 г. офицера запаса Плотникова И.В. в очередь на получение жилой площади на льготных основаниях в исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 № 237-74, от 20 января 1960 года № 74, Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193, а также то обстоятельство, что до настоящего времени Плотников И.В. не исключен из списка очередников, его льготная очередь № 1 подтверждается материалами дела, пояснением сторон и не оспаривается ответчиком в судебном заседании.
Доводы представителя ответчика, что Плотников И.В. был ошибочно поставлен на учет нуждающихся в жилье как военнослужащий, суд во внимание не принимает, поскольку доказательств, что ошибка была произведена на основании виновных действий истца суду не представлено.
Как следует из письма Лепельского городского исполнительного комитета от 16.05.1997 г. № 000 квартира, занимаемая семьей Плотникова И. В, предназначена для распределения среди военнослужащих гарнизона. (л.д. 51).
17.08.1998 г. решением Лепельского районного суда Витебской области Республики Беларусь с Плотниковым И. В. расторгнут договор найми жилого (л.д. 53).
Согласно пункту 2.1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона и составляет в случае предоставления по договору социального найма не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Далее, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления обеспечения граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями полномочиями в предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, в части 12 данной нормы указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации также вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство РФ регулирует вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями категории бывших военнослужащих, независимо от продолжительности их службы, но имеющих право на жилье в соответствии с законодательством СССР. К таким лицам, как установлено судебным разбирательством, и относиться Плотников И.В.
В связи с вышеизложенным, суд полагает, что доводы ответчика, о том, что постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 № 237-74, от 20 января 1960 года № 74, Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193 утратившие силу в связи с введением в действие законодательства о статусе военнослужащих, в соответствии с которым у истца не имеется прав на жилье, поскольку общая продолжительность его службы составляет менее 8 лет, являются не обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 21.03.1989 г. № 237-74 исполкомы местных Советов народных депутатов обязаны по прибытии к избранному месту жительства уволенных в запас или в отставку в связи с сокращением численности Вооруженных сил СССР лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы (с членами семей) принимать неотложные меры по их временному размещению и прописке независимо от размера жилой площади на период до обеспечения жильем указанных лиц в порядке, установленном абзацем 1 пункта 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. № 193.
На основании части 1 пункта 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
На основании вышеизложенных норм право на жилье Плотникова И. В., уволенного с действительной службы по сокращению штатов в 1989 году, закреплено действующим на тот момент Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193.
Однако в установленный законодательством СССР срок Плотников И.В. жильем обеспечен не был.
В рамках нормы части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Анализ вышеназванных положений Закона показывает, что органы местного самоуправления принимают решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан и не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем на основе их заявлений об этом в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Иной порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан жилищным законодательством не установлен. Поскольку истец выполнил все необходимые действия для реализации своего права на получение жилого помещения, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий под № 1 в льготной очереди, что подтверждается материалами дела, однако оно так и не было предоставлено, суд находит основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного доводы ответчика и третьих лиц, что у Плотникова И. Г. выслуга лет меньше необходимого минимума для получения жилого помещения, судом не принимаются, поскольку на момент увольнения истца из Вооруженных сил СССР необходимости в 10-летней выслуге для получения жилья закон не закреплял.
Кроме того заявление представителя ответчика о пропуске срока исковой давности также судом не принимается, т.к. о речь идет о длящемся нарушении права истца на жилье. Тем более, что истец о нарушении своего права на получение жилого помещения на льготных условиях Плотников И. В. узнал из письма администрации Центрального района г. Новосибирска от 13.02.2009 г.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 98, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Плотникова И. В. - удовлетворить.
Обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Плотникову И. В. по договору социального найма отдельное жилое помещение в черте г. Новосибирска в размере не менее 18 квадратных метров общей площади за счет средств бюджета г. Новосибирска.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья С.Л. Малахов
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2011 г.