О защите прав на социальные льготы



российская федерация

центральный районный суд г.Новосибирска

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

03.12. 2010 г.

Дело № 2-

3959

/2010

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕименем российской федерации

Центральный районный суд г. Новосибирска, в составе:

председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.

при секретаре Белобородовой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапсалевой Л.П. к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области о признании права на социальные льготы и взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец Сапсалева Л.П. обратилась в суд с иском, в котором просит восстановить в полном объеме ее права на социальные льготы пенсионеров, проработавших в сельских образовательных учреждениях более 10 лет и проживающих в сельской местности и взыскать с ответчика компенсацию морального вред в сумме 100 000 руб.

В обоснование требований истец указала, что в феврале 2010г. со стороны Горгаза по телефону ей было предъявлено требование оплаты за потребление газа, начиная с 2009 г. по настоящее время. Обоснованием такого требования послужило исключение ее из списка льготников, заслуживших это право за работу в сельской местности учителем более 10 лет, на основании закона субъекта РФ - Новосибирской области.

Истец пенсионер, инвалид второй группы, труженик тыла, вдова инвалида первой группы ВОВ, практически всю свою жизнь проработала учителем в сельских школах, имеет три правительственных награды, в том числе знак Отличника народного просвещения и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Получить такое извещение в год учителя и накануне 65-летия победы в ВОВ, для нее было большим моральным потрясением. В результате, при слабом здоровье, потребовалась медицинская помощь.

Ее обращение к ответчику и Новосибирский областной Совет депутатов оставлено без удовлетворения.

В судебное заседании истец Сапсалева Л.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена через своего представителя, просила рассмотреть дела в свое отсутствие, что подтвердил представитель в судебном заседании.

Представитель истца Сапсалев А.В., допущенный в соответствии с ч.6 ст.53 ГПК РФ иск поддержал, дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица отдел пособий и компенсационных выплат администрации Новосибирского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд с согласия представителя истца определил рассмотреть дело в заочном порядке.

Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Сапсалева Л.П. имеет стаж педагогической работы в должности учителя в сельской местности более 10 лет и с этой же должности ушла на пенсию, что подтверждено записями в трудовой книжке. (л.д.11-12) в настоящее время находится на пенсии. (л.д.13)

17.03.2010г. истец обратилась с претензией по факту исключения ее из списков льготников на предоставление коммунальных услуг. (л.д.6)

Ответами Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области от 15.04.2010г., от 13.04.2010г. и от 27.04.2010г. Сапсалевой Л.П. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, в связи с отсутствием необходимого (10 лет) стажа работы в сельской местности на территории Новосибирской области. (л.д.7-8)

Согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Данная льгота гарантированная государством, существующая в законе с момента его принятия способствует закреплению молодых специалистов в данной местности.

Закон Новосибирской области от 13.04.2005 №285-ОЗ (в редакции до 01.01.2010г.) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.

Частью 1 статьи 1 Закона №285-ОЗ предусмотрены категории граждан, на которых распространяется данный Закон и проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей, в том числе в п. 4 предусмотрены педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, устанавливается администрацией Новосибирской области.(часть 2 статьи 1 Закона)

В части 3 статьи 1 Закона №285-ОЗ предусмотрено, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.

Согласно ч.1 ст.2 Закона №285-ОЗ для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: освобождение от платы за жилое помещение; освобождение от платы за следующие коммунальные услуги: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг; отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Конституционный суд РФ в своем определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что обязав, таким образом, еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 1 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в данном Постановлении, как таковой федеральный закон о федеральном бюджете не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от места нахождения сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) и эта обязанность возложена на субъекты Российской Федерации.

Положения Закона Новосибирской области от 13.04.2005 №285-ОЗ, которым предусмотрены меры социальной поддержки для педагогических работников лишь областных государственных и муниципальных образовательных учреждений нельзя признать законными и обоснованными.

В связи с чем, суд находит требования истца о ее праве на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При этом ст. 151 ГК РФ содержит общие нормы компенсации морального вреда, в то время как основания компенсации морального вреда, способ и размер компенсации регулируются нормами ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ, согласно которым в круг обстоятельств, подлежавших установлению и доказыванию по заявленному иску, входит: нарушение или посягательство на личные нематериальные блага (права) граждан, наличие вины причинителя вреда (либо наличие обстоятельств, при которых вред должен компенсироваться независимо от вины), размер компенсации, иные фактические обстоятельства, при которых был причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из требований разумности и справедливости. При этом принимаются во внимание следующие обстоятельства: степень и характер страданий потерпевшего; степень вины причинителя вреда; индивидуальные особенности потерпевшего; иные заслуживающие внимания обстоятельства причинения страданий.

Под заслуживающими внимания обстоятельствами понимаются любые обстоятельства, которые могут повлиять на интенсивность негативных эмоций человека.

Под индивидуальными особенностями лица в целях применения ст. 151 следует понимать любые особенности конкретного потерпевшего, которые могли повлиять на интенсивность его негативных эмоций.

Представитель истца обосновывал причиненный истцу моральный вред тем, что истцу действиями ответчика причинен вред здоровью, до этих событий ее состояние здоровья было значительно лучше.

Однако, предоставлять какие-либо доказательства, подтверждающие причинение морального вреда истцу отказался, от предоставления дополнительного времени для предоставления доказательств также отказался, настаивал на рассмотрении дела по имеющимся доказательствам.

Оценивая приведенные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не представлено допустимых доказательств, причинения физических и нравственных страданий, его размера и причинной связи между причиненным моральным вредом и виновными действиями ответчика.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Восстановить Сапсалевой Л.П. право на социальные льготы и признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги по электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.

В части требований о взыскании с Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области компенсации морального вреда 100 000 руб. - отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья /подпись/ Пиотровская Ю.Е.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200