Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 1219 /2011 31 января 2011 г. Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В., секретаря судебного заседания с участием: представителя заявителя представителя заинтересованного лица Администрации Центрального р-на г.Новосибирска представителя заинтересованного лица Мэрии г.Новосибирска Семеновой Е.Е., Иванисовой В.В., Павлюшиной Е.В., Колесниковой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукиной Т. А. о признании незаконным приказа Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в льготной очереди на получение жилья как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны, у с т а н о в и л : Лукина Т.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным приказ Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Лукиной Т.А., в целях восстановления нарушенных законных прав и интересов Лукиной Т.А. обязать Администрацию Центрального района города Новосибирска восстановить Лукину Т.А. в льготной очереди на получение жилья как вдову погибшего участника Великой Отечественной войны. В обоснование заявления указала, что она является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны Иванисова В. Т.. Приказом Администрации Центрального района г.Новосибирска № 258-од от 17.03.2010 года она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в льготную очередь. Приказом Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении с мотивировкой, что заявитель обеспечена жилой площадью более учетной нормы 12 кв.м. согласно ст. 51 ЖК РФ и Закона Новосибирской области от 04.11.2005 года № 337-ОЗ. Заявитель считает данный приказ незаконным, поскольку заявитель подлежит обеспечению жильем независимо от ее имущественного положения, норма жилья, приходящаяся на заявителя в настоящий момент не превышает законодательно установленной, жилье, в котором проживает заявитель, является аварийным. Заявитель в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель заявителя Иванисова В.В., действующая на основании доверенности от 03.11.2010 года, просила удовлетворить заявленные требования, дав пояснения согласно заявлению. Представители заинтересованных лиц Администрации Центрального района г.Новосибирска Павлюшина Е.В., действующая на основании доверенности от 29.12.2010 года, Мэрии г.Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности от 29.12.2010 года, не признали требования заявителя, дали пояснения согласно письменным отзывам, которые приобщены к материалам дела. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Как установлено судом, Лукина Татьяна Андреевна, 20.01.1919 года рождения, является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны Иванисова Василия Трофимовича, что подтверждается справкой Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области от 11.03.2010 года № 09 (л.д.23). Согласно Приказа Администрации Центрального района г.Новосибирска № 258-од от 17.03.2010 года Лукина Т.А., проживающая по адресу: ул.Романова,, состав семьи 1 человек: заявитель, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в льготную очередь (л.д.7). Приказом Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года Лукина Т.А. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.9). Как следует из ответа Администрации Центрального района г.Новосибирска от 04.10.2010 года № 135, заявитель проживает в доме общей площадью 66,7 кв.м., по адресу: ул.Романова, у ее дочери в собственности от этой площади ? доля, что не позволяет признать нуждаемость в получении жилой площади. В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявитель не согласна с указанным приказом Администрации, данный приказ оспорен ею в судебном порядке. Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно части 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно пункту 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, утвержденным решением городского Совета от 28.09.2005 года № 94 (в редакции от 28.10.2009 года № 1445), учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Судом установлено, что дочь заявителя Иванисова В. В. является собственником ? доли индивидуального жилого дома площадью 66,7 кв.м. по адресу: г.Новосибирск, ул. Романова,, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АВ 587518 (л.д.12). Таким образом, площадь ? доли указанного дома составляет 33,35 кв.м. Согласно договору найма жилого помещения от 01.01.2010 года, заключенному между Иванисовой В.В. (наймодатель) и Лукиной Т.А. (наниматель), последней предоставлена комната в жилом помещении по адресу: г.Новосибирск, ул.Романова, (л.д.46-47). Таким образом, на площади 33,35 кв.м. в жилом доме по адресу: г.Новосибирск, ул.Романова,, проживает заявитель и ее дочь Иванисова В.В., что подтверждается также выпиской из домовой книги (л.д.52). В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон «О ветеранах») члены погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно статьи 23.2 Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: (…) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации: в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. В соответствии с данным Указом Президента РФ Федеральным законом от 29.06.2009 N 135-ФЗ) внесены изменения в Закон «О ветеранах», в том числе п.п.2 п.3 ст. 23.2 данного Закона, согласно которому объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Поскольку заявитель является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны, объектов недвижимости в собственности не имеет, что подтверждается ответом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 15.03.2010 № 13092 (л.д.37), сообщением Управления Росреестра от 09.03.2010 года (л.д.38), зарегистрирована по адресу: г.Новосибирск, ул.Романова, с общей площадью жилого помещения на двоих проживающих 33,35 кв.м., суд приходит к выводу о том, что заявитель имеет право на предоставление жилого помещения исходя из общей площади 36 квадратных метров в соответствии с Законом «О ветеранах», соответственно, на постановку в льготную очередь на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Довод заинтересованных лиц о том, что заявитель и ее дочь обеспечены жилой площадью в размере, превышающем учетную норму площади жилого помещения на территории Новосибирской области, судом не может быть принят, так как в Законе «О ветеранах» прямо указано, какая площадь жилого помещения необходима для проживания вдовы участника Великой Отечественной войны, указанная площадь на одного человека составляет 36 квадратных метров. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований о признании приказа Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года, которым заявитель была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, не соответствующим действующему законодательству, восстановлении заявителя в льготной очереди на получение жилья. Вместе с тем, довод заявителя о том, что жилое помещение по адресу: г.Новосибирск, ул.Романова, является непригодным для проживания, судом не может быть принят, поскольку решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принимается соответствующей комиссией в порядке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 4. Доказательств получения соответствующего решения в установленном порядке заявителем не представлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Заявление Лукиной Т. А. о признании незаконным приказа Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в льготной очереди на получение жилья как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны - удовлетворить. Признать незаконным приказ Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Лукиной Т. А. Обязать Администрацию Центрального района города Новосибирска восстановить Лукину Т. А. в льготной очереди на получение жилья как вдову погибшего участника Великой Отечественной войны. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено 04.03.2011 Судья А.В.Бутырин Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 1219 /2011 (резолютивная часть) 31 января 2011 г. Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В., секретаря судебного заседания с участием: представителя заявителя представителя заинтересованного лица Администрации Центрального р-на г.Новосибирска представителя заинтересованного лица Мэрии г.Новосибирска Семеновой Е.Е., Иванисовой В.В., Павлюшиной Е.В., Колесниковой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукиной Татьяны Андреевны о признании незаконным приказа Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в льготной очереди на получение жилья как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Заявление Лукиной Татьяны Андреевны о признании незаконным приказа Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в льготной очереди на получение жилья как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны - удовлетворить. Признать незаконным приказ Администрации Центрального района города Новосибирска № 886-сд от 29.09.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Лукиной Татьяны Андреевны. Обязать Администрацию Центрального района города Новосибирска восстановить Лукину Татьяну Андреевну в льготной очереди на получение жилья как вдову погибшего участника Великой Отечественной войны. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Судья А.В.БутыринР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииР Е Ш Е Н И Е