Об оспаривании решения о проведении проверки



дело № 2-1403/11

поступило 24.12.2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2011г. г.Новосибирск

Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Овчинниковой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЗСУ Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене решения заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО Торговый Дом «Электрон», обязании заместителя прокурора Новосибирской области согласовать Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора проведение внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон»,

установил:

ЗСУ Ростехнадзора обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон», обязании заместителя прокурора Новосибирской области согласовать Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора проведение внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон». При этом, свои требования ЗСУ Ростехнадзора обосновало следующим: в связи с поступившим 09.11.2010г. в ЗСУ Ростехнадзора извещением от ЗАО ТД «Электрон» о тяжелом несчастном случае, согласно которому 04.11.2010г. рабочий ЗАО ТД «Электрон», совмещающий профессию электромонтера по ремонту грузоподъемных механизмов, при проведении текущего ремонта ТП-1 (высоковольтной ячейки Ф-2), приступив к выполнению работ в нарушение установленного порядка (вошел в помещение ТП-1 РУ 10-кВ до допуска к выполнению работ и без разрешения допускающего и прикоснулся к токоведущим частям, находящимся под напряжением 10 кВ), получил ожог обеих рук. По факту наличия в извещении сведений о причинении вреда жизни, здоровью гражданина, ЗСУ Ростехнадзора издало распоряжение от 26.11.2010г. № 4317-р «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон», согласно которому целью указанной проверки являлось - проверка обязательных требований безопасности в электроэнергетике, в связи с поступившим извещением о несчастном случае, в соответствии с п/п. «б» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На направленное заявление от 26.11.2010г. № 06/17205 в прокуратуру Новосибирской области на согласование проведения указанной проверки, получено решение заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО Торговый Дом «Электрон» со ссылкой на п/п. 4 п.11 ст.10 Закона, предусматривающий в качестве основания отказа в согласовании проведения внеплановых выездных проверок то обстоятельство, если их осуществление противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поскольку согласно ч.3 ст.1 Закона его положения не применяются при расследовании причин возникновения несчастных случаев на производстве, порядок организации и проведения которых определен Трудовым кодексом РФ. Полагая указанный отказ неправомерным, ЗСУ Ростехнадзора указывает, что целью планируемой проверки являлась проверка обязательных требований безопасности в электроэнергетике, но не расследование причин возникновения данного несчастного случая на производстве, вследствие чего проведение внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон» на основании поступившего извещения, содержащего сведения о фактах причинения вреда жизни, здоровью гражданина, не противоречит Федеральному закону от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, а также каким-либо нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поскольку заявитель оценивает оспариваемое решение (заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО Торговый Дом «Электрон») как незаконное, обратился с заявлением за судебной защитой.Прокуратура Новосибирской области требование о признании незаконным решения заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон» не признала, представитель прокуратуры пояснил, что а) из-под действия Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ (ч.3 ст.1) выведен такой вид государственной деятельности как расследование причин несчастных случаев на производстве, соответственно чему должностное лицо органа государственного контроля, осуществляющего деятельность в установленной сфере, должно принять участие в работе комиссии, создаваемой работодателем, деятельность которой (в т.ч. и её членов) регламентируется Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002г. № 73; б) отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки, приведенные в п.2 ч.2 ст.10 Закона, поскольку извещение о тяжелом несчастном случае не является обращением (заявлением) граждан(ина) (виды обращений и их понятия приведены в ст.4 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан»), юридического(их) лиц(а), индивидуального(ых) предпринимателя(ей), информацией от органов государственной или муниципальной власти, из средств массовой информации; указанные обращения граждан, согласно ч.2 ст.2 Федерального закона № 59-ФЗ должны быть результатом свободной и добровольной реализации своих прав, в то время как направление извещения о тяжелом несчастном случае в ЗСУ Ростехнадзора является результатом реализации обязанности, вытекающей из ст.228.1 ТК РФ; иной же информации (от органов государственной или муниципальной власти, из СМИ) не поступало.

В судебном заседании стороны поддержали свои доводы. При этом представитель прокуратуры Новосибирской области дополнительно указал, что решение заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон» по п/п. 4 п.11 ст.10 Закона фактически содержит в себе основания для отказа, предусмотренные п/п. 1 - 3 п.11 ст.10 Закона, поскольку по сути является более широким основанием к отказу, охватывая все предыдущие. Заявитель в судебном заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, ссылаясь на вышеуказанные фактические и правовые основания, имевшие место обстоятельства; не согласился с дополнительно приведенным доводом представителя прокуратуры Новосибирской области, указав, что в решении от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки указано только одно основание - по п/п. 4 п.11 ст.10 Закона и дополнять в суде основания отказа новыми основаниями, представитель прокуратуры Новосибирской области не вправе.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, … проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан …; внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и/или выездной проверки (ч.4 ст.10 Закона). Согласно п.2 ч.2 ст.10 Закона основанием для проведения внеплановой проверки является, среди прочих, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о фактах, в т.ч. о причинении вреда жизни, здоровью граждан (п/п. «б» п.2 ч.2 ст.10). В силу ч.3 ст.10 Закона обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в ч.2 ст.10 Закона, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В соответствии с ч.1 ст.12 Закона предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей сведения, а также соответствие их работников, состояние используемое указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, …., оборудования, …, принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Согласно ч.5 ст.10 Закона внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в п/п «а», «б» п.2 ч.2 ст.10 органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Согласно п.4 ч11 ст.10 Закона в качестве основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки может являться - осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.1 Закона положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются к мероприятиям по контролю (среди прочих) при … расследовании причин несчастных случаев на производстве ….

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами (за исключением дополнительного довода о том, что п/п. 4 п.11 ст.10 Закона фактически содержит в себе основания для отказа, предусмотренные п/п. 1 - 3 п.11 ст.10 Закона), все фактические и процессуальные действия, совершенные сторонами в рамках спорного правоотношения, в т.ч. в их хронологическом порядке, соответствуют указанному в суде сторонами и имеют документальное подтверждение.

Так, действительно, в соответствии с имевшим место извещением ЗАО ТД «Электрон» о тяжелом несчастном случае и по результатам подготовленного ЗСУ Ростехнадзора распоряжения от 26.11.2010г. № 4317-р «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон», ЗСУ Ростехнадзора обратилось с заявлением от 26.11.2010г. № 06/17205 в адрес прокуратуры Новосибирской области в целях согласования последней проведения указанной проверки, на что получено решение заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора испрашиваемой внеплановой выездной проверки со ссылкой на п/п. 4 п.11 ст.10 Закона и пояснением, что поскольку согласно ч.3 ст.1 Закона его положения не применяются при расследовании причин возникновения несчастных случаев на производстве, то его порядок организации и проведения определен Трудовым кодексом РФ.

Исходя из вышеизложенного, содержания: извещения ЗАО ТД «Электрон» о тяжелом несчастном случае, распоряжения от 26.11.2010г. № 4317-р ЗСУ Ростехнадзора, заявления от 26.11.2010г. № 06/17205 в адрес прокуратуры Новосибирской области, ответа на него в виде решения заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон», положений законодательства, суд полагает, что ЗСУ Ростехнадзора, испрашивая у органов прокуратуры согласование на проведение указанной проверки достаточно четко обозначило цель и назначение проверки – проверка обязательных требований безопасности в электроэнергетике; предмет проверки – соблюдение обязательных требований, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан; фактическое основание проверки - поступившее извещение о несчастном случае от ЗАО ТД «Электрон», сведения о фактах причинения вреда жизни, здоровью гражданина; правовое основание - п/п. «б» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также законодательство, определяющее статус Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и регламентирующее технические и правовые вопросы эксплуатации электроустановок, средств защиты в электроустановках, технические требования к ним и пр. т.п. (см.п.7 распоряжения ЗСУ Ростехнадзора). Указанные правомочия, определяемые целью проверки, соответствуют правоположениям о статусе ЗСУ Ростехнадзора, содержащимся в Положении о нем, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.06.2009г. № 581, и соответствующим, в свою очередь, нормам, определяющим статус Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержащимся в Положении о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401. Так, согласно п.п.4.1., 5.5. Положения о ЗСУ Ростехнадзора, территориальный орган межрегионального уровня Ростехнадзора, которым является Западно-Сибирское управление, вправе организовывать и проводить проверки соблюдения лицами (физическими и юридическими) требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности; согласно п.п.4.2.2., 5.7. Положения о ЗСУ Ростехнадзора, Западно-Сибирское управление вправе осуществлять контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике, включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей, вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или пресечение нарушений лицами (физическими и юридическими) обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Соответственно указанному, с точки зрения законодательства, определяющему компетенцию и правомочия территориального органа межрегионального уровня Ростехнадзора, Западно-Сибирское управление действовало в рамках своей компетенции.

Применительно к вопросу о том, является ли проверка, согласование которой испрашивало ЗСУ Ростехнадзора у органов прокуратуры, тождественной проверке, связанной с расследованием несчастных случаев на производстве, организация и порядок проведения которой регламентируется ст.ст.227-231 Трудового кодекса РФ, Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002г. № 73, суд отмечает о нетождественности указанных проверок; так, задачами комиссий, проводимых указанные проверки, являются установление обстоятельств и причин несчастных случаев, последствия несчастного случая и его степень тяжести (групповой с тяжелыми последствиями, тяжелые несчастные случаи, со смертельным исходом и др.) лиц, допустивших нарушение государственных нормативных требований охраны труда, выработка мероприятий по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определении действий пострадавшего как обусловленного/необусловленного трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в некоторых случаях о степени вины потерпевшего, целью же всего вышеизложенного является квалификация несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством. Участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве должностных лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, на существо проводимой проверки не влияет, поскольку её цели и задачи определены законодательством вне зависимости от состава комиссий и иных обстоятельств несчастного случая.

В силу указанного суд не принимает в качестве доводов, имеющих юридическое значение для настоящего дела: довод представителя прокуратуры Новосибирской области, что в подобных случаях проверки, относящиеся к компетенции территориального органа Ростехнадзора, должны проводиться только в рамках комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, исключенных, в свою очередь, из-под юрисдикции Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ; не принимает суд также и довод, что извещение от 09.11.2010г. ЗАО ТД «Электрон» о тяжелом несчастном случае не является обращением или заявлением граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том понимании, в каком использует указанные словесные термины пункт 2 ч.2 ст.10 Закона (т.к. их понятия определены ст.4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан»), поскольку Закон использует указанные термины в качестве обобщающих формулировок любых по форме обращений, содержащих сведения, указанные в п/п. «б» п.2 ч.2 ст.10 Закона; кроме того, распространение понятия «обращение» и его видов, закрепленных в ст.4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан», на юридических лиц является в правовом плане некорректным. Поскольку в решении заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 указано одно правовое основание для отказа, в силу юридической формальности документа, суд не принимает доводы представителя прокуратуры, что фактически решение содержит в себе, помимо указанного, ещё основания для отказа, предусмотренные п/п. 1 - 3 п.11 ст.10 Закона.

Тем самым, в судебном заседании нашло подтверждение: факт соблюдения ЗСУ Ростехнадзора установленного законодательством порядка получения согласования органов прокуратуры на проведение внеплановой выездной проверки ЗАО ТД «Электрон», обусловленной полученным сообщением о произошедшем тяжелом несчастном случае, а соответственно, отсутствие правового основания (указанного в решении от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010) для отказа в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки указанного лица.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление, если установит, что оспариваемое решение принято не в соответствии с законом, обязывая лицо (орган) принявший решение, устранить допущенное нарушение прав заявителя.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, судья

решил:

Заявление Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить; признать незаконным решение заместителя прокурора Новосибирской области от 29.11.2010г. № 7-13-12865-2010 об отказе в согласовании проведения ЗСУ Ростехнадзора внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО Торговый Дом «Электрон», обязать прокуратуру Новосибирской области согласовать Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора проведение внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО ТД «Электрон».

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Витюк В.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.02.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200