Дело № 2-1927/2011
Поступило 21.01.2011 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ17 марта 2011 г. г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Витюка В.В.
при секретаре Овчинниковой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелева А. С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании права собственности в порядке приватизации на комнату в общежитии,
у с т а н о в и л:
Кошелев А.С. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании за ним права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение:.
В судебном заседании истец не явился, предоставил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по НСО в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителей ответчика, третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что истец Кошелев А.С. проживает и зарегистрирован по постоянному месту жительства в общежитии по адресу: с 14 февраля 2000 г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.5).
Своего права на приватизацию в г. Новосибирске истец Кошелев А.С. ранее не использовал, что подтверждается справкой МУ «Городское жилищное агентство» №405645 от 30.09.2010 г. (л.д.11).
Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на обращение Кошелева А.С. (л.д.9) о передаче ему данного помещения в собственность в порядке приватизации, указанное здание, где расположена комната, является общежитием и находится в собственности Российской Федерации (л.д.10-11)
Суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст.18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 «о приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст.18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года №370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года №3020-1, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу вышеприведенного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» №189-ФЗ от 29.12.2004г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
При таких обстоятельствах требование Кошелева А.С. о признании за ним права собственности в порядке приватизации на комнату подлежит удовлетворению.
Определяя комнату, которая должна быть передана истцу в собственность, суд исходит из данных Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - технического паспорта по состоянию на 30.09.2010 г., согласно которым фактически общая площадь комнаты № 255 составляет 17,9 м.кв., жилая площадь – 16,2 м. кв., вспомогательная – 1,7 м.кв. (л.д.7-8). Жилое помещение расположено (л.д.7-8), и имеет инвентарный номер:
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Кошелевым А С право собственности в порядке приватизации на комнату и обозначенную на поэтажном плане строения как помещение №.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд через районный суд, вынесший решение.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2011.