О признании права собственности



Дело № 2-1449/2011

Поступило 09.12.2010 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 г. г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Витюка В.В.

при секретаре Черемняковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелихова В. Дмитриевича к мэрии г.Новосибирска о признании права собственности в порядке приватизации на комнату в общежитии,

у с т а н о в и л:

Мелихов В.Д. обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области о признании за ним права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение: квартиру № 72, общей площадью 103,5 кв.м,, жилой – 71,4 кв.м., инвентарный номер: 50:401:386:010005420:0001:10072 расположенную в доме. .

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить, дал соответствующие пояснения, судом удовлетворено ходатайство истца о переводе Управления Росреестра по Новосибирской области в статус третьего лица.

Представитель ответчика – мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по НСО в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения иска возражал.

Представитель третьего лица – МБУ г.Новосибирска «Городское жилищное агентство» в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно отзыву против удовлетворения иска не возражал.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика, третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что истец Мелихов В.Д. проживает и зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу:. с 16 июля 1979 г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.8).

Свое право на приватизацию в г. Новосибирске истец Мелихов В.Д. использовал в 2009 году приватизировав указанную квартиру, путем заключения с мэрией г.Новосибирска договора от 17.09.2009 №191176, что подтверждается справкой МУ «Городское жилищное агентство» №358317 от 14.10.2009 г. (л.д.12), названным договором (л.д.25).

Согласно выписки из реестра муниципального имущества г.Новосибирска квартира №72 в доме № 16 по ул.Красный проспект г.Новосибирска до заключения вышеуказанного договора находилась в муниципальной собственности. (л.д.13).

В соответствии с сообщением Управления Росреестра по Новосибирской области Мелихову В.Д. отказано в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на том основании, что спорная квартира находится в доме, который является памятником истории и культуры федерального значения, однако перечни указанных объектов относящихся к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований до настоящего времени не утверждены Правительством Российской Федерации. (л.д.22-24).

Суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст.18 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст.18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года №370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года №3020-1, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу вышеприведенного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» №189-ФЗ от 29.12.2004г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В связи с указанным отсутствие перечня объектов культурного наследия, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не может служить в качестве основания для лишения гражданина права использовать свое право на приватизацию занимаемого им жилого помещения на условиях предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Законом не установлен запрет на приватизацию жилья находящегося в домах, которые являются памятниками истории и культуры в т.ч. федерального значения. Кроме того Мелихов В.Д. просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, а не на весь дом, именно который является памятником истории и культуры федерального значения. Также истцом подписано охранное обязательство, в соответствии с которым Мелихов В.Д. имеет ряд обязательств по сохранности памятника. (л.д.14-16).

При таких обстоятельствах требование Мелихова В.Д.. о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру № 72, общей площадью 103,5 кв.м, жилой – 71, 4 кв.м., инвентарный номер: 50:401:386:010005420:0001:10072 расположенную. подлежит удовлетворению.

Определяя квартиру, которая должна быть, передана истцу в собственность, суд исходит из данных Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - технического паспорта по состоянию на 22.06.2009 г., согласно которым фактически общая площадь. составляет 103,5 м.кв., жилая площадь – 71,4 м. кв. (л.д.9). Жилое помещение расположено в доме. и обозначено на поэтажном плане строения как помещение. (л.д.9), и имеет инвентарный номер: 50:401:386:010005420:0001:10072 (л.д.10-11).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Мелиховым В. Д. право собственности в порядке приватизации на квартиру. и обозначенную на поэтажном плане строения как помещение № 72.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд через районный суд, вынесший решение.

Судья В.В.Витюк

Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2011.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200